Почему моряки называют район действия ветров западного переноса “ревущими сороковыми”?

0
Почему моряки называют район действия ветров западного переноса "ревущими сороковыми"?

Бесконечные океанские просторы – это риск, сильный ветер, возможность налететь на рифы. На нашей планете есть масса мест, где чаще всего случаются кораблекрушения, пропадают моряки. О них распространяется дурная слава с древних времён. И каждый морской волк обязан знать их досконально.

“Ревущие сороковые”: что это?

Всё океаническое пространство южного полушария с сорокового по пятидесятый градус принято называть “Ревущими сороковыми”. Здесь постоянно дует мощный западный ветер, который является причиной частых штормов и ужасной погоды.

На карте ниже отображена глобальная высота волн. Измерения произвел радар ERS-2 во время австралийской зимы 1995 г. Ревущие сороковые широты видны как красные области со значительной высотой волн.

Ревущие сороковые
Ревущие сороковые

История мореплавания полна тайн и загадок. Но первенство данному определению приписывают голландскому моряку Хендрику Брауверу. Ориентировочный год – 1611. В то время Голландия была крупной морской державой, соперничала с Англией. Несколько веков назад только через океан можно было добраться из Европы на Дальний Восток, в Австралию и Новую Зеландию. Именно этот мореход закрепил данный термин в судоходном лексиконе, много времени посвятил прокладыванию оптимального маршрута в этих широтах.

Материалы по теме:
Почему моряки носят тельняшки?
Хендрик Браувер
Хендрик Браувер

Отважные штурманы пытались найти кратчайшие и безопасные пути. И очень важен был нюанс скорости. А парусному судну поможет идти только сильный попутный ветер, который изобиловал в тех широтах. Но любой ветер способен и погубить. Только самые опытные и храбрые решались на этот маршрут, ведь ложка дорога к обеду.

В то время у географов в обиходе был Южный океан, который вплотную прилегал к Антарктиде. Иногда само расстояние было намного больше, чем краткий путь по прямой. Но именно сила ветра позволяла делать выигрыш в скорости. Интерес к такому маршруту исчез примерно 150 лет назад – парусники вышли из обихода. А позже был прорыт Панамский и Суэцкий каналы. В наши дни все срочные грузы перевозят по воздуху.

Почему сильные ветра в “Ревущих сороковых”?

Южные морские просторы планеты – это полное отсутствие материков и гор. На такой равнине ветер способен разгоняться до огромных скоростей: никакого барьера и сдерживающих факторов нет. А ещё воздушные массы находятся между тёплым воздухом экватора и холодом Антарктиды. Подобная разница и создаёт “сквознячок”. Не стоит приписывать всему происходящему мистический смысл числа 40. Всё в мире природы и географии обосновано.

Интересный факт: сто дней смог продержаться Фёдор Конюхов на лодке с вёслами. Он первый, кто прошёл половину Тихого океана по “Ревущим сороковым”!
Фёдор Конюхов
Фёдор Конюхов

Неистовые пятидесятые

Ещё существует родственный морской термин “Неистовые пятидесятые”. Это часть океана, которая вплотную прилегает к Антарктиде. Пересекать эти голубые глади Земли приходилось тем, кто был вынужден обогнуть мыс Горн. Погодные условия там ещё хуже.

Материалы по теме:
Почему у французских моряков бескозырка с помпоном?

Тихие “Конские тридцатые”

Совсем иначе обстояли дела в тихих “Конских тридцатых”. Близость к материкам снижала поток воздушных масс. Ветер здесь на вес золото. Из-за продолжительных штилей корабли просто стояли на одном месте в океане. Подобный покой дорого стоил – из-за нехватки еды и отсутствия корма матросы поедали лошадей, которых брали в дальние походы.

Море в наши дни остаётся источником опасностей, местом, где природа проявляет свой непростой нрав. Не стоит испытывать судьбу и доказывать свою удачливость. Даже очень храбрый человек – это песчинка в масштабе нашей голубой планеты! А любое суровое природное и погодное явление научно доказано.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о