Праздник Бабьи каши: история и традиции празднования

Бабьи каши праздник Интересно

8 января по народной традиции славяне праздновали День повитух и рожениц. В народе праздник больше известный как День Бабьих Каш.

История происхождения «Бабьих каш»

Происхождение «Бабьих каш» тесно связано с почитанием женщины, родившей ребенка. На Руси в этот день славились роженицы и повитухи, которые помогли в разрешении родов и появлении ребенка на свет.

Праздник повитух и рожениц имеет древние корни. Согласно старому календарю, отмечали его 26 декабря, а по новому – 8 января. Это первый день после Рождества Христова. Праздник среди славян был известный как День Бабьих каш или Бабкин день.

Какой была повитуха?

Повитуха – специально обученная женщина, которая находилась рядом с роженицей и принимала участие в рождении ребенка.

Повитухой или повивальной бабкой женщина называлась, потому что после рождения младенца она должна была туго запеленать его, ограничивая движения ручек и ножек.

В старину считали, что между повитухой и новорожденным устанавливалась тесная связь и сохранялась на всю жизнь, то есть между ними были духовно-родственные отношения. Повитухи среди славян были очень уважаемыми и почитаемыми особами. Они сопровождали ребенка во всех важных жизненных событиях – присутствовала на крестинах, свадьбе, проводах в армию.

Далеко не каждой женщине могли доверить принимать роды. К ней предъявлялись определенные требования:

  • Она не должна быть слишком молодой, ведь ценился опыт.
  • Повитухой не могла быть девственница.
  • Повитуха не должна быть детородного возраста.
  • Принимать роды могла только та женщина, которая сама когда-то рожала и знает все тонкости процесса появления ребенка на свет.
  • Женщина должна хорошо разбираться в травках и в целом в народной медицине.
  • К родовспоможению допускались женщины, которые не запятнали свою репутацию супружеской изменой, а также дурным характером.

Считалось, что дурной нрав может передаться новорожденному.

Повитухой могла стать эмоционально спокойная, но при этом уверенная в своих действиях женщина, решительная, шустрая, рассудительная. При первых схватках роженицы она готовила баньку, ведь считалось, что она облегчает состояние женщины на сносях, а также ускоряет процесс самих родов. Повитуха окуривала баню травками, произносила молитвы, поддерживала роженицу добрыми словами.

Интересно, что эти знания они получали во время обучения в Повивальных институтах. В России к концу 19 века насчитывалось 19 таких заведений.

Почему «Бабьи каши»?

Бабьи каши

Столь необычное название праздник получил неслучайно. «Бабьей» называли кашу, приготовленную бабкой для крестильного обряда. Готовили ее из проса или гречихи. Ей отводили ключевую роль в обрядовых действиях:

  1. Чтобы исключить низкорослость младенца, повитуха поднимала горшочек с кашей над ним и говорила: «Расти высоко-высоко».
  2. Чтобы новорожденный хорошо развивался и быстрее окреп после родов, горшочек с кашей давали детям постарше в качестве угощения.

Повитуха также по запросу роженицы могла провести обряд, который помог бы ей иметь как можно больше детей.

Угощения, которые готовили в честь повивальных бабок, тоже назвались бабьей кашей. Она должна обязательно быть на молоке, с маслом, медом, медом, сушёными ягодами, орехами. После рождения ребенка этих женщин славили всем семейством. Их приглашали в гости или навещали сами, щедро задаривая подарками. Им дарили деньги, угощали сладостями, выпечкой. Праздник заканчивался общей вечерней трапезой, на которой было много вкусных блюд, и среди них обязательно должна быть каша.

Традиции празднования

Утром 8 января к повитухе идут женщины с маленькими детьми. Во дворе находят любое фруктовое деревце и проводят обряд «умывание рук». С собой они приносят воду, мыло и полотенце. Повитухе моют руки, затем дают вытереть полотенцем. Повивальная бабка в ответ дарила детям рубашки и носочки. Пока женщина моет руки, она старается создать как можно больше брызг, это значит, что в этой местности родится много детей.

Повитухам было нелегко, ведь иногда приходилось даже не спать по несколько ночей, поскольку они следили за состоянием роженицы. Люди считали этих женщин посланницами небес, поэтому одаривали их щедрыми подарками, чтобы они ни в чем не знали нужды. Часто повитуха сама начинала праздник. Она готовила кашу и отправлялась с ней по соседям. Никто не отказывал ей, все пробовали угощение.

К обеду женщины с детьми для бабки организовывали праздничный поезд. Упряжку лошадей украшали красными лентами, зимними букетами, бубенцами, и возили повитуху по всей деревне, где каждый мог сказать ей добрые слова поздравления. Поезд делал круг и возвращался к дому повивальной бабки, где начинались дружные посиделки с интересными рассказами и веселыми песнями.

В этот день повитуха благословляла всех детей, которых к ней приводили для этого. Старшим детям женщина промывала глаза родниковой водой, младших полностью окунала, а на ручки им завязывала ленту с защитным узелком. Считалось, что после такого обряда каждого ребенка ждет счастливая жизнь.

При желании бабка могла и погадать беременным женщинам на пол будущего ребенка. Для этого она подкидывала вверх чайную ложечку, если она падала на стол выпуклой стороной, значит, родится мальчик, если обратной – девочка.

Народные приметы и поверья

В День Бабьих каш особое внимание уделяли приметам:

  1. Если каша сильно подрумянилась, стоит ждать снегопада.
  2. Если день солнечный, значит, будет богатый урожай проса.
  3. Когда каша обильно вылезала из горшочка в сторону печи, это сулило семье богатый год. В случаях, когда каша уходила из печи, стоило ждать неприятностей. Считалось, что избежать их можно было, если этот горшочек с кашей утопить в проруби.
  4. Запрещалось в этот день покупать веревки или любые предметы, из них изготовленные. Люди верили, что такое действие может привлечь в семью несчастья, связанные с самоубийством кого-то из членов семейства.
  5. Если приходят колядовщики, их обязательно нужно пригласить и щедро угостить. Это обеспечит достаток, здоровье и благополучие.

Повивальное искусство – одна из самых древних отраслей народной медицины среди славян. Повивальных бабок уважали и восхваляли за умение, которое основано на опыте многих поколений.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: