Суэцкий и Панамский каналы, Евротоннель под Ла-Маншем, колоссальные мосты – когда-то все эти удивительные сооружения казались фантастикой. Существует еще немало интересных, но нереализованных проектов. Один из них – объединение Европы и Африки.
Чем уникален Гибралтарский пролив?
Гибралтарский пролив служит соединяющим звеном между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Он находится между Пиренейским полуостровом (юго-запад Европы) и Африкой в северо-западной ее части . Длина пролива составляет 65 км, максимальная ширина – 44 км, самая большая глубина – 1181 м, в фарватере – до 338 м.
Течения в проливе проходят на разных глубинах и движутся в противоположных направлениях. То, которое находится ближе к поверхности, несет свои воды в море, а глубинное – в Атлантику. На берегах располагаются скалы, называемые в древности Геркулесовыми столбами. С одной стороны это гора Джебель-Муса, с другой – Гибралтарская скала.
Ученые предполагают, что пролив образовался около 5 млн лет назад. Тогда океанические воды смогли пробить путь к Средиземноморью, и вся эта местность оказалась затопленной. Также есть теория о том, что Средиземное море осталось от Тетиса – древнего океана. В результате смещения литосферных плит и образовался пролив.
Почему нельзя объединить Африку и Европу через пролив?
В самом узком месте ширина пролива составляет 14 км. Возникает закономерный вопрос: почему Европу и Африку все еще не соединили? Это кажется довольно просто относительно других существующих сооружений. К примеру, длина Евротоннеля, расположенного под проливом Ла-Манш и соединяющего Великобританию с Францией, составляет 51 км. А 14 км для надводного моста – сущий пустяк, учитывая, что сейчас уже есть много конструкций длиной более 20 км. На самом деле здесь есть много нюансов.
Построить тоннель пока невозможно, так как этому препятствует максимальная глубина Гибралтарского пролива. Технологии еще недостаточно развиты для реализации данного проекта, да и затраты выйдут колоссальными. Сооружение моста усложняют еще и течения, движущиеся в противоположных направлениях. Даже если мост возведут, это не убережет его от возможных природных катаклизмов.
Проекты и идеи объединения континентов
Существовало множество проектов сооружений, которые соединили бы через Гибралтарский пролив Африку и Европу. Один из них – проект Германа Зергеля, немецкого архитектора, который предложил его в 20-х годах прошлого века. Зергель хотел построить гидроэлектрическую дамбу через пролив и еще одну поменьше – через Дарданеллы.
Также предлагалось соединить Сицилию и Африку при помощи дамбы. Уровень Средиземного моря при этом упал бы на 100 м. По проекту опресненная вода должна попадать в Сахару, а дамба – обеспечивать здешние территории большим объемом электричества. Причем видоизмененное Средиземное море стало бы называться Сахарским, а Европа и Африка – Атлантропой.
Марокко и Испания в 2000-х гг. длительное время изучали вопрос о постройке авто- или ж/д туннеля через пролив. Он должен был иметь сходство с Евротоннелем. В 2003 г. даже стартовала программа, направленная на проведение исследований возможной постройки. О новых проектах на данный момент неизвестно.
Британские и американские строители тоже изучали возможность соединения Европы и Африки. Они хотели сделать это при помощи моста. В случае его возведения конструкция могла бы обрести статус самого высокого в мире (более 900 метров) и одного из самых длинных мостов.