Почему у моряков на бескозырке две ленточки?

Почему у бескозырки две ленточки?
Почему у бескозырки две ленточки?

На бескозырках моряков имеются лента – концы которой привычно трепещут на ветру, служа главным украшением головного убора. Почему на морских головных уборах принято носить эти ленты, всегда ли они были, и зачем их ввели? Если рассмотреть историю появления бескозырки как морского головного убора, а также рассмотреть некоторые флотские традиции, на все эти вопросы найдутся исчерпывающие ответы.

Ленты были у моряков не всегда, а с момента их появления их некоторое время не признавали. История появления и эволюции лент на головных уборах моряков сложна и неоднозначна, но она исключительно интересна.

Ленты на фуражке – история возникновения

Ленты на бескозырке
Ленты на бескозырке

Ленты на фуражке носят сегодня моряки практически во всех странах. Обычай зародился у средиземноморских рыбаков, которые получали эти изделия от жен и близких. На лентах вышивались молитвы, слова любви, пожелания. Считалось, что они приносят счастье и удачу, служат талисманом, спасая человека от опасностей, которые могут подстерегать на морских просторах. Это делалось ради того, чтобы человеку сопутствовала удача, вернулся домой с хорошим уловом. Также была традиция носить ленты с указанием характера человека, слова «храбрый», «морской волк» могли просто писаться краской. Лента использовалась для подвязывания волос.

Интересный факт: существует легенда о том, как лента спасла одного моряка, в то время как его товарищи утонули. Вещь делала для него любимая девушка.

С появлением первой уставной формы военного флота и первых шляп – лент официально не вводили. Но есть легенда о том, что английские моряки навязали ленты с золотой надписью «неустрашимые», когда штурмовали крепость Кюрасао, которая была в распоряжении голландцев. Несмотря на то, что атака тогда не принесла успеха, обычай носить ленты стартовал именно в тот период, и данная вещь быстро распространилась по всему флоту сначала в Великобритании, затем и в других странах.

Материалы по теме:
Почему моряки носили брюки клеш?

Использование лент на морских фуражках

Георгиевская лента
Георгиевская лента

С появлением морских фуражек использование лент обрело огромный практический смысл. Головные уборы сдувало на ветрах, лента же позволяла привязать вещь к голове и сохранить ее. В этот период на ленты стали наносить имена моряков. Если находили в воде фуражку с именем того или иного человека, считалось, что его не стало. В 1857 году российский флот активно использовал клеенчатые шляпы, которые полагались каждому матросу. На них и появились первые ленты, которые использовались с той же целью – чтобы не потерять вещь. Официально фуражка-бескозырка с лентой появилась в 1872 году, на ленте полагалось отмечать номер экипажа, а на концах ленты необходимо было изображать якоря.

В 1874 году вышел новый приказ, согласно которому необходимо было использовать черные бескозырки с выпушками и лентами. На лентах должно было указываться название корабля, номер экипажа или соединение. Лента должна была иметь длину в 140 см.

Материалы по теме:
Почему моряки носят бескозырки?

На 20 июля 1878 года экипажи Черноморского флота, которые участвовали в обороне Севастополя 1854-55 годов, получили право носить гвардейские ленты черно – оранжевого цвета. Эти ленты были наградными, стали свидетельством подвига моряков. Но даже обычные ленты оставались предметом гордости, являлись символом принадлежности к морскому братству.

Ленты морских фуражек в послереволюционное время

Современная лента
Современная лента с единым шрифтом

После революции в России изменилось многое, и в том числе, претерпела изменения флотская форма. Выпушки убрали, тулью уменьшили, гвардейские ленты убрали. На ленте черного цвета должно было указываться название не корабля, а флота. В 1923 году ввели единый шрифт для нанесения надписей на ленты, он остался таковым до наших дней. Но матросы линкоров, крейсеров и миноносцев по-прежнему носили названия.

Впрочем, гвардейские ленты вернулись, это произошло во времена Второй мировой войны, они снова стали наградными. По ее окончании на лентах полностью исключили указание названий кораблей, стали наноситься только названия флотов. Взамен моряки стали активно использовать значки с названием кораблей, хотя те активно искоренялись офицерами под предлогом военной тайны. Также ленты с названием кораблей заказывались при увольнении в запас, и продолжали носиться с гордостью. Сегодня ленты с названием судов не искореняются, они фигурируют в рамках флотской бытности.

Материалы по теме:
Почему девятый вал самый большой?

Таким образом, ленты появились как атрибут, исключающий утерю головного убора. В дальнейшей эволюции они стали своеобразным опознавательным знаком и предметом гордости, который почитается моряками.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг: 4.6/5. Из 87 голосов.
Please wait...

4
Оставить комментарий

avatar
3 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
1 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Алексейдед ВладимирВади&#Вадим Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
дед Владимир
Гость
дед Владимир

Полностью согласен с тем, что этому есть практичное совершенно применение,: море ветер штормы , вода поверх голов хлещет, ну и долго ли безкозырка на башке без вязок продержится, а ленты две потому, что попробуй одной в усмерть завязать чито б не сваливалась, а по уму если делать, то морякам нужно одевать маски что для грабителей и летом и зимой и в в увольнение на берег то же , а уж для куража если уж так подпёрло , можно и к маскам ленты приделать.

Алексей
Гость
Алексей

Ленты не завязывают. Их зажимают зубами… Главный старшина запаса…

Вадим
Гость
Вадим

Ленточка одна. Мы видим два кончика одной ленты.

Вади&#
Гость
Вади&#

Ленточка одна. Мы видим два кончика одной ленты.