Почему после взлета двигатели самолета затихают, и, кажется, что он падает?

Почему после взлета двигатели самолета затихают, и, кажется, что он падает? Интересно

Полеты давно стали привычным способом передвижения. Поэтому некоторые моменты, например, турбулентность, уже не отпечатываются в памяти. Но это касается лишь опытных авиапассажиров, чего нельзя сказать о новичках или тех, кто летает редко. Во время взлета может показаться, что двигатели затихли и самолет теряет высоту, но всему есть объяснение.

Как взлетают самолеты?

Если сравнивать самолет и другие типы летательной техники, то у первого фаза взлета считается самой сложной по организации и длительной по времени. Она начинается, как только воздушное судно появляется на ВПП (взлетно-посадочной полосе). Окончание взлета происходит по достижению высоты перехода – это момент, во время которого начинается полет по эшелону (условной высоте). Взлет самолета может осуществляться несколькими способами.

Airbus A340 на взлетно-посадочной полосе
Airbus A340 на взлетно-посадочной полосе

С кратковременной остановкой на ВПП

Экипаж воздушного судна не ждет, пока двигатели перейдут на необходимый режим, и сразу начинает разбег транспорта. Увеличивается длина разбега. Самолет задерживается на взлетно-посадочной полосе.

С водной поверхности

Садиться и взлетать с водной поверхности могут лишь гидросамолеты. Выделяют несколько их типов, разница между которыми заключается в конструктивных особенностях. Гидросамолет может иметь огромные поплавки, удерживающие его на поверхности воды, лодку вместо нижней части фюзеляжа, подводные крылья и т.п.

С тормозов

Двигатели постепенно переходят к максимальной тяге, но само судно стоит на тормозах. Достигнув нужного предела, самолет с отпущенными тормозами начинает разбег.

Интересно:  Почему у ветрогенераторов три лопасти, а не две или четыре?

С укороченным или вертикальным взлетом

Тяга двигателя направлена вертикально. Касается лишь определенных самолетов, например, Як-141, ХС-142 и др.

Без предварительной остановки

Во время выруливания самолета на ВПП двигатели набирают нужную мощность. Чаще всего используется на загруженных аэродромах, где все расписано по минутам.

При помощи спецсредств

Под этим подразумевается взлет с авианосца или с ВПП небольшой длины. Поскольку самолету негде набрать необходимый разбег, его отсутствие компенсируется вспомогательными средствами: катапультами, трамплинами, устройствами для удержания колес шасси и др.

Интересный факт: самая короткая взлетно-посадочная полоса находится на острове Саба (Карибское море). Ее длина составляет всего лишь 400 метров.

Взлет – это самый сложный этап для самолета и экипажа. Высока вероятность того, что двигатели откажут (относительно остальных этапов полета), так как они находятся на максимуме механической и тепловой перегруженности. Для каждого типа самолета есть специальное руководство по эксплуатации. В общие правила могут вносить коррективы особые условия.

Чтобы разогнаться, пилоты ставят двигатели в позицию TOGA (взлетный режим) на очень короткое время (буквально несколько минут). При взлете также возможен менее шумный номинальный режим. Пилот предварительно проверяет стабильность двигателей.

Схема взлета самолета
Схема взлета самолета

Перед взлетом судно проходит специальную подготовку в зависимости от текущих условий, например, обледенения. Бортовой компьютер (или штурман/второй пилот) определяет скорость, на которой можно будет при необходимости безопасно прекратить взлет. При этом самолет остановится на ВПП.

Предкрылки и закрылки выпускаются в нужное положение. Если авиадиспетчер разрешает взлет, самолет начинает разбег. Основное задание пилота в это время – двигаться четко по ВПП и не позволить транспорту уйти в сторону. Достигнув определенной взлетной скорости, пилот поднимает воздушное судно в воздух.

Интересно:  Почему серебро чернеет? Причины, фото и видео

Почему после взлета двигатели самолета затихают?

При взлете двигатели работают с более высокой мощностью, чем во время всего остального полета. Примерно на высоте в 300 м они переходят в режим набора высоты и мощность понижается. Поэтому сперва двигатели оглушительно «ревут», а после – работают в более тихом режиме и, кажется, что они отключились.

Также во время перевода двигателей в более щадящий режим убираются закрылки и вертикальная скорость падает. Это изменение вестибулярный аппарат человека воспринимает как падение. Переживать не о чем: как только самолет наберет высоту, он приступит к выполнению горизонтального полета.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
guest
0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: