Может ли пассажирский самолет выполнить полностью автоматическую посадку?

Может ли пассажирский самолет выполнить полностью автоматическую посадку? Интересно

Посадка считается самой сложной частью полета пассажирского самолета. Пилот самостоятельно сажает воздушное судно, хотя с развитием технологий в этом ему помогают разнообразные системы. Но может ли воздушное судно приземлиться в автоматическом режиме?

Как происходит посадка самолета?

Завершение полета воздушным судном называется посадкой. Во время приземления самолет замедляет движение и примерно с 25 м начинает опускаться на ВПП (взлетно-посадочную полосу) до момента полной остановки. Легкие самолеты могут делать это на 9 м. Во время этого процесса возможность исправить ошибку автоматики или пилота практически отсутствует.

Схема посадки самолета
Схема посадки самолета

Непосредственно перед приземлением самолет совершает заход на посадку. Судно при этом проводит определенные маневры возле аэродрома, меняя конфигурации транспорта на посадочные. К примеру, пилот выпускает шасси, потом предкрылки и постепенно закрылки. Все это снижает скорость судна.

Заходя на посадку, пилот может либо посадить транспорт, либо в случае необходимости уйти на второй круг. Он должен принять решение об этом не ниже ВПР, так называемой высоты принятия решения, которая чаще всего составляет 60 м.

Посадка разделяется на несколько этапов, которые длятся в целом 6-10 секунд:

  • на 8-10 м от поверхности начинается выравнивание, которое переходит к выдерживанию на высоте около 1 м;
  • в ходе выдерживания снижение и замедление продолжается до тех значений, когда станет возможным приземление и пробег;
  • этап посадки, когда подъемная сила уменьшается и возрастает вертикальная скорость, называется парашютированием;
  • приземление – это контакт самолета с ВПП.
Интересный факт: одновременно в воздухе находится около 11 000 самолетов.

Возможность автоматической посадки

Возможность совершать посадку в автоматическом режиме у пассажирского самолета есть. Воздушное судно способно самостоятельно делать заход на посадку, выравниваться, касаться поверхности взлетно-посадочной полосы, занимать ее центр, задействовать аэродинамические и колесные тормоза.

Интересно:  Для чего нужны дырочки в иллюминаторах самолетов?

Однако приземлившись, самолет не способен самостоятельно уходить на рулежную дорожку. Несмотря на это, пилоты очень редко полностью полагаются на автоматику во время посадки. Исключение – очень плохая видимость, туман. И наоборот, если наблюдается усиленный боковой ветер, ВПП заснеженная или мокрая, то пилоты обязаны сажать самолет вручную.

Курсо-глиссадная система
Курсо-глиссадная система

Даже если и производится автоматическая посадка пассажирского самолета, пилот внимательно следит за всеми приборами, чтобы в случае ЧП перевести управление в ручной режим. Также посадка происходит гораздо мягче под управлением пилота, чем автоматики.

Для посадки самолета в авторежиме недостаточно иметь на борту современное оборудование. Дело в том, что также все зависит и от аэропорта – там должна функционировать курсо-глиссадная система третьей категории. Она представляет собой радиомаяк, который ведет воздушное судно и корректирует его путь. Эта система работает в штатном режиме, даже если пассажирский борт полностью обесточен.

Интересный факт: первый пассажирский авиарейс совершен в 1911 году французским самолетом Блерио XXIV Limousine. В 1913 г. Россия выпустила «С-21 Гранд» или «Русский витязь», который является первым в мире 4-х моторным самолетом. На нем поставлено несколько рекордов, но регулярную транспортировку пассажиров судно не совершало.

Автоматическая система посадки пассажирского самолета возможна, однако используется очень редко. Ее применение оптимально при туманной погоде, плохой видимости, а также возможно только при наличии на аэродроме курсо-глиссадной системы определенной категории.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: