Как трамвай переводит стрелки и поворачивает?

Как трамвай переводит стрелки и поворачивает?
Как трамвай переводит стрелки и поворачивает?

С детства все знают, что трамвай поворачивает при помощи стрелок. Как это происходит, знают немногие. Практически никто не знает, что у трамвайных путей не бывает развилок «право-центр-лево». На трамвайных путях предусмотрена только двойная развилка.

В прошлом стрелки переводились вручную. Вагоновожатые делали это обычными ломиками. Такой анахронизм до сих пор присутствует в некоторых городах России, но все же сейчас большинство стрелок работает в автоматическом режиме.

Классический принцип работы автоматизированной трамвайной стрелки

Изначально стрелка расположена так, чтобы трамвай двигался направо. Если вагоновожатому необходимо изменить маршрут, он делает это заранее прямо из кабины. Для этого примерно за 20 метров предусмотрен воздушный (его еще называют сериесным) контакт. Питание от него идет к соленоидам, которые расположены в сравнительно небольшой металлической коробке, находящейся рядом со стрелкой.

Материалы по теме:
Как поворачивают троллейбусы?

Чтобы далее рассматривать поворот трамваев, давайте сначала разберемся, что подразумевают вагоновожатые, когда говорят о понятиях «право» и «лево».

В нашем понимании развилка «направо-налево» выглядит так:

Развилка «направо-налево»
Развилка «направо-налево»

Но не всегда стрелки выглядят подобным образом. Чаще всего встречаются другие виды стрелок.

Трамвайная стрелка
Трамвайная стрелка

Здесь, например, поворотом направо будет считаться дальнейшее движение по центру, а здесь:

Трамвайная стрелка
Трамвайная стрелка

Под понятие «право» уже действительно попадает поворот направо, зато центральный путь теперь будет считаться «лево».

Как трамвай поворачивает направо?

Чтобы повернуть направо, водителю трамвая не нужно предпринимать никаких действий по переводу стрелки. До подъезда к сериесному контакту он отключает двигатель, и трамвай доезжает до стрелки по инерции. Так как на соленоиды не поступило напряжение, стрелка остается в положении «направо».

Имеется в виду, что даже если, к примеру, трамвайный путь прямой, а слева стрелка, то “прямо” считается лево.

Как стрелка переключается налево?

При необходимости повернуть налево вагоновожатый подъезжает к стрелке с включенными двигателями. Ток последовательно протекает через контактный провод на сериесный электропривод, затем по цепи – на воздушные контакты и через токосъемник и двигатель попадает на рельс, попутно создавая электромагнитную индукцию в соленоиде. Катушка соленоида втягивает в себя сердечник, благодаря чему стрелка устанавливается в положение «поворот налево».

Материалы по теме:
Почему финны называют себя и свою страну Suomi?
Поворот трамвая
Поворот трамвая
Интересный факт: в нашей стране самый старый трамвайный путь – в Калининграде. Конка здесь была проложена в 1881 году. Первый пассажирский рейс трамвай на электротяге осуществил в 1895 году.

Как стрелка возвращается на место?

После того, как трамвай проедет по нужному пути, требуется вернуть систему в стандартное положение. Этот процесс также автоматизирован. Благодаря токосъемнику происходит замыкание воздушного контакта (шунтового). Он проводит ток через шунтовой привод на рельсы. Запитанная катушка соленоида возвращает стрелку на место.

Безопасность: При автоматическом переводе пешеходам не угрожает поражение электричеством, потому что напряжение на рельсах не превышает 16 В.

Современная автоматизация перевода стрелок

На современных трамвайных путях используется несколько иная автоматизация перевода стрелок. После проезда трамвая стрелка остается в последнем положении («направо» или «налево»). Для управления движения на каждом из направлений имеются находящиеся два воздушных контакта и один выходной – после стрелки.

Материалы по теме:
Почему Москву называют «первопрестольной» и «белокаменной»?

Когда водитель трамвая отключает двигатель и едет по инерции, стрелка переводится направо. При включенном двигателе – налево. В остальном принцип работы схож с классическим.

Интересный факт: До революции почти все трамваи двигались по узкоколейкам. Широкая колея была только в Москве и Петрограде. В Нижнем Новгороде два вида трамвайных путей успешно (или почти успешно) существовали вместе. В Ростове-на-Дону ширина колеи составляла 1435 мм) (Стефенсоновский стандарт), а в Киеве – 1511 мм. Переход всех этих городов к единым стандартам трамвайной колеи длился более 20 лет.

Индукционный перевод стрелок

В нашей стране применяется в Бийске и Барнауле. На стрелках здесь установлены мотор-редукторы, а на вагонах – индукционные катушки, питающиеся от генератора с частотой 11 кГц. Чтобы перевести стрелку в нужное положение, водитель трамвая включает генератор. В закопанной перед стрелкой металлической петле возникает ток индукции. Он усиливается схемой управления стрелки. Из-за этого срабатывают контакты, которые переводят перья стрелки в нужное положение. Отличительной особенностью такого способа является отсутствие возможности двигаться задним ходом.

Материалы по теме:
Почему число «Пи» так называется?

Как переводят стрелки за рубежом?

В наиболее крупных городах мира все чаще для перевода стрелок используют бесконтактные высокочастотные механизмы, разработанные компанией «Signaltechnik-Elektronik AG» (Швейцария). Вагоновожатый делает установку согласно предполагаемому маршруту в начале рабочей смены, когда покидает депо.

Современный перевод стрелок
Современный перевод стрелок

В вагоне имеется передатчик, непрерывно излучающий сигнал. Находящиеся на его пути стрелки оборудованы приемниками и микропроцессорами, которые, уловив сигнал подъезжающего трамвая автоматически переключают стрелку в нужное положение. Таким образом вагоновожатый не отвлекается на лишние действия и может более внимательно следить за дорогой. Одну стрелку подобного типа можно увидеть в Москве на развилке к/ст Таллинская – Строгинское депо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг: 5.0/5. Из 17 голосов.
Please wait...

13
Оставить комментарий

avatar
10 Цепочка комментария
3 Ответы по цепочке
6 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
13 Авторы комментариев
Анималов kipmu.ruГансГансиггиСергей Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Ганс
Гость
Ганс

Автоматизация трамвайных стрелок началась перед Войной в Ленинграде под руководством инженера Трамвайно-Троллейбусного Управления ЛенГорИсполКома Исаака Моисеевича Ботвинника (также сыграл огромную роль в создании современной системы автоматических транспортных светофоров, с началом Блокады, несмотря на бронь, ушел добровольцем в Народное Ополчение, погиб под Петрославянкой 17.09.41). Внедренная им система подразумевала применение “добавочных проводов стрелочного перевода”, когда перед стрелкой на проводе контактной сети установлена “лира”. Трамвай, проходя под ней, токоприемником замыкает контакты, подавая напряжение на соленоидный привод пера стрелки. Направление дальнейшего движение определяется водителем по принципу “под током”/”без тока”. То есть, двигаясь со включенными двигателями, трамвай потребляет больше энергии, система сопротивлений в управляющем щите… Подробнее »

игги
Гость
игги

В статье не рассмотрен вариант, допустим, который есть в Питере, где есть перекрестки с движением трамвая налево, прямо, направо. Приглядевшись увидел, что стрелки последовательно близко расположены: налево-прямо, прямо-направо. Как успевает водитель переключить вторую стрелку, не проехав первую? Раньше стояли на таких перекрестках будки с диспетчерами. А как сейчас?

Ганс
Гость
Ганс

Сейчас в Санкт-Петербурге не осталось действительно сложных трамвайных узлов. Последний централизованный пост – на Светлановской площади. Для управления стрелками вполне достаточно самого водителя: там, где стрелки расположены последовательно, так же последовательно расположены “лиры” – добавочные провода автоматического перевода, водитель сначала “делает” одну стрелку, затем другую. Если не справился – переводит в ручную, ломиком. Пару раз по морозу побегает, будет справляться всегда))

Сергей
Гость
Сергей

В Ростове до сих пор ширина колеи 1435 мм

baazaar12
Гость
baazaar12

А у нас в кабине кнопка и возле переводного механизма устройство типа считывателя электронных ключей)

beermend
Гость
beermend

стрелки троллейбусов действуют по тому же принципу