Самые быстрые военные самолёты в мире

4
Ту-160
Ту-160

За более ста лет, прошедших с того дня, когда братья Райт впервые подняли в воздух крылатую машину, авиастроение сделало гигантский шаг вперёд. Сегодня боевые самолёты давно перешагнули рубеж скорости звука (1224 км/ч). Конечно, скорость звука зависит от многих условий и может незначительно колебаться. Мы будем использовать именно эти цифры для упрощения восприятия (спасибо всем неравнодушным, кто сообщил о неточности – Прим. ред.).

Bell X-2

Bell Х-2
Bell Х-2

Первым аппаратом, достигшим в полёте скорости 3,0 Маха (3370 км/ч), стал экспериментальный самолёт Bell Aircraft Х-2. Главной задачей разработчиков Х-2 были исследования аэродинамики планера на больших высотах и скоростях. Строго говоря, считать X-2 военным самолётом можно с большой натяжкой – только потому, что испытывали его не гражданские пилоты. Максимальная скорость полёта научной лаборатории X-2 – 3911,9 км/ч.

North American X-15

North American X-15
North American X-15

Самую большую скорость (8225,28 км/ч) развил ракетоплан X-15, спроектированный инженерами фирмы North American. Такой результат был достигнут благодаря применению ракетного двигателя XLR-99, работавшего на спирте и жидком азоте. Лётчики, принимавшие участие в программе разработки и освоения самолёта, поднимались на нём на высоту 80-100 км.

Материалы по теме:
Почему у некоторых пассажирских самолетов загнуты кончики крыльев?

На скорости до 6,72 Маха Х-15 выполнял суборбитальный управляемый полёт. Целью программы 1959-1968 г.г. было изучение изменения физического состояния человека. Можно утверждать, что внедрение X-15 имело больше научное, чем военное значение.

Lockheed YF-12

Lockheed YF-12
Lockheed YF-12

Перед пилотами прототипа YF-12, спроектированного в 1963 году инженерами фирмы Lockheed, Минобороны США поставило единственную задачу – развить рекордную скорость. Во время испытательных полётов самолёт показал на высоте 27,6 км результат 3,35 Маха, или 4100,4 км/ч. Для тестирования использовался секретный полигон «Зона 51» (ныне авиабаза Эдвардс).

Для ВВС эти исследования имели единственное практическое значение: разведывательный летательный аппарат на такой скорости и высоте не могла сбить ни одна ракета. Кроме военного ведомства заказчиком испытательных полётов на YF-12 было космическое агентство NASA. Программа исследований, во время которой было построено три прототипа, закрыта в 1979 году.

Lockheed SR-71A

Lockheed SR-71A
Lockheed SR-71A

28 июля 1976 года два пилота ВВС США, майор Дж.Т.Морган и капитан Э.В.Джорш подняли с аэродрома военно-воздушной базы Бил в Калифорнии уникальный самолёт SR-71A Blackbird. На замкнутом 25-километровом маршруте высотный стратегический разведчик «Чёрный дрозд» установил официальный рекорд скорости для серийных военных самолётов с прямоточными двигателями – 3529,56 км/ч.

Материалы по теме:
Почему рейсовые самолеты летают не по кратчайшей линии?

Корпус машины был изготовлен из титанового сплава. Впрочем, это не спасало от рекордного нагрева на высоких скоростях. Поэтому эксплуатационная база была ограничена всего 32 построенными самолетами. Да и стоил самолёт, введённый в строй в 1964 году, фантастически дорого. Решение о выводе из эксплуатации было принято после ввода в строй советского высотного перехватчика МиГ-31.

North American XB-70 Valkyrie

North American XB-70 Valkyrie
North American XB-70 Valkyrie

Один из самых примечательных летательных аппаратов в истории стратегической авиации США – шестидвигательный бомбардировщик XB-70. Разрабатывался, как прототип носителя ядерных бомб. Высокая скорость была нужна самолёту, чтобы быстро покидать зону поражения после сброса боезапаса. Ответственные элементы конструкции самолёта выполнены из уникальной инструментальной стали Н-11. Также применялись никель, титан, молибден.

В 1965 году на высоте 21300 м над авиабазой Эдвардс прототип достиг скорости 3,0 Маха – 3672,0 км/ч. С 1964 по 1969 годы эксплуатировались всего две единицы. Первый самолёт потерян в авиакатастрофе 8 июня 1966 года. Второй борт является экспонатом Национального Музея ВВС США в Дейтоне, Огайо.

Материалы по теме:
Почему за самолетом остается след, а иногда нет?

МиГ-25

МиГ-25
МиГ-25

МиГ-25 – самый скоростной боевой самолёт в истории авиастроения, предназначенный для непосредственного контакта с машинами вероятного противника. Радары слежения однажды засекли полёт разведывательного Foxbat (классификация НАТО) B со скоростью 3395 км/ч.

Техническое описание самолёта содержит данные о том, что он может развивать скорость, равную 3,2 Maxа – 3916,8 км/ч. На Е-266 (конструкторский код Миг-25П) установлено множество рекордов. Одно из достижений остаётся непревзойдённым до сегодняшнего дня. 21 августа 1977 года лётчик-испытатель, Герой Советского Союза А.В.Федотов поднял перехватчик без груза на высоту 37650 метров.

МиГ-31

МиГ-31
МиГ-31

МиГ-31 совершивший свой первый испытательный полёт 16 сентября 1975 года. Уникальность самолёта – в его способности летать на сверхзвуковой скорости не только на высоте, но и у земли.

Перехватчики МиГ-31 – основа ВВС ПВО России. Максимальная скорость полёта составляет 2,83 Маха (3463,9 км/ч). Во главу угла при его разработке была поставлена не скорость, а маневренность. 31-й способен выполнять боевые задачи, независимо от погодных условий.

Материалы по теме:
Что позволяет самолету летать вверх ногами?

McDonnell Douglas F-15

F-15
F-15

Этот самолёт – без преувеличения, самый популярный тактический истребитель в мире. С 1975 года он участвовал во всех военных конфликтах, где была задействована армия США. Находится на вооружении ВВС Израиля, Саудовской Аравии, Японии. Максимальная скорость – 2,5 Маха (3065,0 км/ч).

За сорок лет эксплуатации многоцелевой самолёт 15 раз подвергался модификации. Его фантастическая маневренность заставила руководство СССР активизировать разработку адекватного ответа – истребителя четвёртого поколения. F-15 Eagle – один из самых надёжных американских самолётов. Одна катастрофа приходится на 50 тыс. лётных часов. Всего потеряно 117 единиц.

General Dynamics F-111

General Dynamics F-111
General Dynamics F-111

Среди самых быстрых военных самолётов есть и бомбардировщики. Один из самых популярных – F-111. Он легко развивает скорость 2,5 Маха (3060,0 км/ч). Может использоваться как стратегический (интердиктор), или тактический самолёт ближней разведки и РЭБ. При этом он способен поднимать в воздух внушительную боевую нагрузку 15 тонн.

Материалы по теме:
Самые большие метрополитены мира

Отличительная особенность F-111 – низкая надёжность. Из 563 построенных бортов не менее 123 (21,8%) потерпели в разное время крушение. В разработке и строительстве самолёта принимали участие не менее полусотни фирм – производителей различного оборудования.

Су-27

Су-27
Су-27

Рассказывая о самых быстрых военных самолётах, не обойтись без взгляда на Су-27. Он – первенец советского военного авиастроения четвёртого поколения. Его скорость ничем не отличается от тех, какую развивают практически все современные военные летательные аппараты. Она ограничена 2,35 Маха (2876,4 км/ч). Изюминка Су-27 в том, что он стал родоначальником целой серии уникальных советских и российских военных самолётов поколений 4+ и 4++.

Максимально облегчённый самолёт под маркировкой П-42 пилот Николай Садовников 27 октября 1986 года поднял на высоту 3 000 м всего за 25 секунд. Ни один серийный военный самолёт в мире не достиг сравнимой скороподъёмности. Несмотря на почтенный возраст, Су-27 в различных модификациях находится на вооружении в строевых авиачастях ВВС РФ.

Ту-160

Ту-160
Ту-160

Среди современных бомбардировщиков первенство не только по скорости, но и по боевым возможностям принадлежит стратегическому ракетоносцу Ту-160. Его эксплуатация ВВС СССР началась в 1987 году. Наиболее важными характеристиками самолёта стали:

  • дальность полёта – 13950 км.;
  • тяга двигателей НК-32 на форсаже – 4х25000 кгс.;
  • боевая нагрузка – 45 т.
  • Максимальная скорость полёта составляет 2300 км/ч.
Материалы по теме:
Почему у пассажирских самолетов два или четыре двигателя?

Обновлённый Блэк Джек (классификация НАТО), он же: “Белый Лебедь”, Ту-160М, получил цифровой комплекс авионики, новое радиоэлектронное оборудование. Первый испытательный полёт новой машины состоялся в январе 2018 года. Комплект боевой нагрузки дополнен полутонными высокоточными авиабомбами ОФАБ-500У. Упор сделан на принципиально новую техническую базу внутри исключительно удачного планера. Следующая модификация, Ту-160М2, должна быть оснащена бесплатформенной инерциальной системой навигации. Цифровым управлением будут оборудованы и другие важные узлы самолёта: контроля расхода топлива; управления вооружением; РЭБ.

Силой мысли человек постоянно отодвигает границы познания всё дальше и дальше. На какой скорости он остановится – неведомо никому. Военные самолёты сегодня редко летают со скоростью, превышающей 2500 км/ч. Поэтому приведённый выше перечень будет пополняться крайне редко.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

4
Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Олег Белов
Олег Белов

СР-71 был выведен из эксплуатации после того, как развалили СССР. Он просто стал не нужен, этот самолет, ибо добываемую им информацию стало возможно купить намного дешевле у любого представителя россиянской власти.

Александр
Александр

Почему статьи пишут дилетанты? Столько ошибок! Большинство
перечисленных самолетов производства США, экспериментальные, они не принимались на вооружение. О чем свидетельствует буква Х в обозначении. Они не стали военными.
В отношении скорости звука, хочу сообщить автору, что 1224 км/ч это скорость звука на уровне моря. С высотой, в разряженном воздухе, скорость звука снижается. Так, F-15 достигая скорости 2,5М движется относительно земли со скоростью 2655 км/ч – это его максимальная скорость на большой высоте. На малой высоте его предел – 1450 км/ч. Самым скоростным военным самолётом на малой высоте являлся МиГ-23.

Васильевич Сибирь
Васильевич Сибирь

А где Белый лебедь?

vopGlavVred
vopGlavVred

Действительно, где?… Дополним.