Бытует мнение о том, что обучение детей программированию непременно должно быть интересным и проходить в игровой форме. Это так, но с рядом оговорок… Рассмотрим основные критерии грамотного подхода, дающего ощутимые результаты.
Сбалансированность в организации обучающего процесса
Основы алгоритмирования и кодирования с применением современных средств разработки нужно преподавать так, чтобы это было интересным. Однако формирование интереса не может основываться только на участии в игровом процессе. Основной целью старшеклассников становится получение профессии, что будет подтверждено опытом и участием в реальных разработках.
Иначе, заподозрив практическую бесполезность, многие несовершеннолетние слушатели перестанут получать образование по своей инициативе, сославшись на высокую нагрузку в школе. Играть и развлекаться современные дети умеют и без профессиональных школ. Существует и другая крайность. Если изучение программирования станет подобным занятиям в техническом колледже, то дети могут не понять большую часть материала, не имея соответствующей подготовки в сфере высшей математики. Будет сказываться ещё и фактор усталости, поскольку параллельно с получением внешкольного образования потребуется изучать и обычную школьную программу. Опыт грамотной организации учебного процесса имеет «Школа программистов», расположившая свои отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Мытищах, Королёве, Щёлково, Пушкино и Долгопрудном.
Практика показывает, что успех у курсов или школ дополнительного образования возможен в том случае, если они:
• ориентированы на определённую возрастную группу;
• имеют целью подготовку старшеклассников, планирующих поступать в ведущие российские вузы на специальности, связанные с разработкой ПО;
• имеют чёткую и понятную образовательную программу;
• предусматривают возможность заниматься с преподавателем в классе, а так же занятия в удалённом режиме, в том числе и индивидуальные;
• предлагают изучение популярных высокоуровневых языков;
• рассчитаны на длительный срок, а весь период обучения поделен на отдельные семестры, предусматривающие наличие конкретной практической работы.
Большим плюсом считается личное участие преподавателя в работе над коллективным проектом, обратная связь с учениками, итеративный подход. По-настоящему полезная обучающая программа строится на последовательном наращивании объёма изучаемого материала. Предусматривается вводный этап и последующее постепенное усложнение. В финале занятий каждый ученик должен получить помощь в выборе направления дальнейшего профессионального развития.