Став взрослым, человек порой едва успевает ощутить, как пролетела целая рабочая неделя. Но многие помнят, что в детстве ощущение времени было совершенно иным. День шел бесконечно, отрезок времени от утра до вечера мог ощущаться как та самая рабочая неделя. Вспоминая об этом, многие зададутся вопросом: почему же у ребенка и у взрослого настолько разное восприятие времени? Ведь каждый человек, помнящий свое детство, может уверенно подтвердить этот факт: время текло совершенно иначе, каждый день был длинною в вечность.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но существует несколько предположений, объясняющих данную аномалию, эти гипотезы стоит рассмотреть внимательнее.
Время и особенности детского восприятия
Человек не обладает способностью оценивать время точно так же, как расстояние или другие очевидные величины. Это возможно только при использовании часов, секундомера. Непосредственного, не связанного ни с чем окружающим чувства времени нет ни у детей, ни у взрослых, вместо этого человек ощущает, воспринимает череду происходящих с ним событий. В этом отношении разум любого человека един.
Время связано с событиями, именно так оно отмечается разумом человека. А в детстве событий, которые привлекают внимание, обнаруживается куда больше. В этот период все удивляет, все привлекает внимание, поскольку происходит знакомство с окружающим миром. Внимание, память работают постоянно, мозг активно развивается, наполняется новой информацией. Отсюда возникают аномалии с восприятием времени, кажется, что его прошло бесконечно много, хотя позади остался обычный день. Но это предположение не единственное.
Познавательные процессы замедляют субъективное течение времени, можно провести эксперимент и убедиться в этом. 45 минут урока ощущаются дольше, чем 45 минут свободного времени. У ребенка познавательная активность выше, чем у взрослого, вокруг всегда много нового и интересного. Потому восприятие времени другое, оно течет медленно. Рутина с монотонными действиями заставляет время субъективно лететь быстрее, это отмечает каждый взрослый. У ребенка каждый день наполнен событиями, у взрослого целая неделя состоит из рутины. Отсюда разница в восприятии времени.
Ребенок и время – другие предположения
Существует мнение, что оценка протяженности отрезка времени у человека происходит при соотношении прожитого периода с оцениваемым. Так, если взять в качестве примера год, то для ребенка, которому 4 года, это целая четверть его жизни. Но для 40-летнего человека это уже 1\40 жизни, совершенно другой отрезок, который воспринимается иначе. Дети и так с трудом ориентируются во времени, дополнительные факторы же создают еще больше проблем, путаницы.
Есть также предположение, что ощущение времени связано со скоростью обменных процессов в организме. В юном возрасте все процессы протекают быстро, развитие прогрессирует, что вызывает чувство растянутого времени. При взрослении обменные процессы стабилизируются, затем протекают медленнее, происходит регресс. Время при этом субъективно летит быстрее.
Есть ли объективность в восприятии времени?
Время ощущается не равномерно, это отмечается всеми людьми. Занимаясь интересным занятием, человек может с удивлением отметить, что пролетел целый день, прошел как один час. То же самое можно заметить, общаясь с интересным собеседником, оставаясь наедине с любимым человеком. Делая же неприятную работу, занимаясь монотонным трудом, человек наоборот замечает, что время проходит слишком медленно. Не выспавшись, придя на работу с утра, человек может подумать, что прошла уже хотя бы пара часов, но на деле стрелки часов едва сдвинулись на 15 минут. Такое тоже бывает. Кто-то даже сомневается в том, что время действительно является стабильной единицей измерения.
На самом деле, все секреты заключаются только в субъективности восприятия, в особенностях различных процессов, протекающих в головном мозге человека. Никаких аномалий в протекании времени нет, оно однородно. Можно посадить рядом двух людей, занять их разными вещами, и получить от них разные предположения о том, сколько времени прошло с начала эксперимента.
Так что детское восприятие «медленного времени» тоже связано только с особенностями функционирования организма, сознания. Возможно, это физиология и обменные процессы, которые проходят у детей очень быстро. Либо это познавательная активность мозга или соотношение прожитого периода времени с оцениваемым. В любом случае, этот вопрос все еще исследуется, выдвигаются различные идеи, ставятся эксперименты. Хочется верить, что скоро мы сможем узнать правду, доказанную наукой.