Почему в авиации используется керосин? Причины, фото и видео

Почему в авиации используется керосин? Интересно

Ежедневно тысячи самолётов отправляются в пункты следования на пяти континентах. Немногие задумываются о том, как осуществляется техническое обеспечение полёта. Попробуем выяснить, почему именно этому виду топлива отдаётся предпочтение при заправке современных летательных аппаратов, и чем он отличается от бензина

Что такое авиационное топливо?

Топливом для использования в авиационной отрасли называется горючее вещество, предназначенное для подачи в смеси с воздухом в камеру сгорания самолётного двигателя. Цель – получение тепловой энергии, которая выделяется в момент окисления смеси кислородом, то есть сгорания. Топливо, заливаемое в кессонные баки летательных аппаратов, делится на два вида.

Авиационный бензин

Данный вид топлива получается с помощью прямой перегонки, риформинга или каталитического крекинга. Основными физико-химическими показателями авиабензина являются:

  • стойкость к детонации;
  • химическая стабильность;
  • фракционный состав.

Для бензина характерными являются высокая испаряемость и пригодность к образованию необходимых для текущих условий полёта топливо-воздушных смесей.

Данный вид горючей смеси применяется для сжигания в поршневых двигателях внутреннего сгорания. Самолёты с такими моторами летают на небольшие расстояния на местных авиалиниях, используются для проведения демонстрационных полётов и авиашоу. Наиболее популярными в российской малой авиации считались марки этилированного бензина для нормальных и обеднённых смесей, разработанные к последней четверти прошлого века – Б91/115 и Б95/130. Сегодня парк малой авиации полностью заправляется обычным бензином АИ-95, либо импортным топливом AVGAS 100LL.

Интересно:  Почему самолет самый безопасный вид транспорта? Причины, фото и видео

Авиационный керосин

Для сжигания в камере сгорания турбореактивного самолётного двигателя обычный бензин не годится. В поршневых двигателях используется эффект резкого воспламенения бензиновоздушной смеси для создания толчка на головке цилиндра. Совсем иной принцип используется в реактивных двигателях. Здесь важно, чтобы горение было плавным. Именно это и обеспечивает сжигаемый авиационный керосин.

Для заливки в кессоны реактивных самолётов используется топливо, которое получают из среднедистиллятной керосиновой фракции нефти с температурой выкипания 150-280°С. 96-98% состава авиационного керосина – это нафтеновые, парафиновые и ароматические углеводороды. Остальная доля в составе – за смолами, азотистыми и металлоорганическими соединениями.

Отличие керосина от бензина

Способ получения авиационного керосина – прямая перегонка малосернистой и сернистой нефти. Для улучшения физико-химических свойств керосина применяются различные присадки и гидроочистка. Керосин имеет ряд преимуществ перед бензином:

  • высокий показатель теплоты сгорания (как массовой, так и объёмной);
  • низкая испаряемость;
  • меньшая температура замерзания;
  • небольшая кинематическая вязкость.
  • Кроме того, керосин менее пожароопасен, чем бензин.

Существенный плюс в использовании керосина – широта применения. Кроме топлива для реактивных силовых установок, он используется на борту как хладагент или теплоноситель для радиаторов. Для управления сечением сопла двигателя используется гидросистема, рабочей жидкостью в которой также может быть керосин. Излишне напоминать, что данный вид топлива – прекрасный растворитель. Это крайне важно при организации процесса технического обслуживания реактивных авиадвигателей.

Номенклатура керосинов для реактивных двигателей

В России и других странах бывшего СССР традиционно используются несколько видов топлива.

Интересно:  Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

ТС-1

Согласно ГОСТ 10227-86 данный тип керосина (резерв РТ) является прямогонной фракцией, либо смесью таковой с гидроочищенными фракциями. Основное ограничение – суммарное содержание серы не должно превышать 0,2% (в том числе, меркаптановой – не более 0,003%). ТС-1 заправляется в кессоны дозвуковых реактивных двигателей. По своим физико-химическим свойствам этот керосин очень напоминает популярную зарубежную марку топлива Jet-A.

Т-6 и Т-8

Термостойкий керосин этих марок производится нефтеперегонными предприятиями исключительно для использования ВКС РФ в некоторых типах сверхзвуковых машин. Топливо отличается очень высоким качеством, так как перегоняется с полной гидроочисткой и введением улучшающих присадок.

РТ

Данный тип топлива (резерв ТС-1) представляет собой высокоочищенную прямогонную фракцию с температурой выкипания 135—280 С°. Содержание общей серы не превышает 0,1%. Топливо обладает смазывающими свойствами в связи с тем, что добывается методом гидрокрекинга, и является «сухим». Сфера применения – военная авиация. Аналогов среди зарубежных марок у данного керосина нет.

Для улучшения характеристик керосина используются различные типы присадок:

  • антистатическими;
  • противоизносными;
  • противодокристаллизационными.
  • антиокислительными.

Главной целью их применения является сохранение физико-химических свойств авиационного керосина на всём маршруте полёта в зимний период и в сложных метеорологических условиях.

Поделиться с друзьями

Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: