Почему темнеют камни на железной дороге?

Почему темнеют камни на железной дороге? Интересно

Быт древнего человека начался с предметов, которые его окружали. Именно небольшие фракции горных неметаллических пород служили оружием, инструментом, строительным материалом. При грамотном расположении без использования связующего компонента можно было сооружать стены, мостить дорожки, делать печи и прочее оснащение. Огромное количество, выбор, простота перемещения позволяют использовать камни и в наши дни. А простой процесс дробления доводит сырьё до идеала.

Вечный материал

Гранит, кварцит, доломит, песчаник – всё это востребовано в промышленности и строительстве наших дней. Низкая стоимость, долговечность, экологическая безопасность, химическая нейтральность позволяет добиваться массы технических задач. Из камня легко возвести небольшой дом, он необходим для обустройства фундамента. При нехватке кирпича можно найти подходящие по размеру каменные варианты. Это незаменимый компонент железобетонных конструкций. Камни придают плитам и блокам дополнительную крепость, являются составной частью многих зданий. Без щебня и гравия не обходится строительство автомагистралей и дорог.

Интересный факт: в некоторых поездах Перу пассажирам предлагается кислородная подушка – она облегчит дыхание при движении высоко в горах.

Зачем нужны камни на железной дороге?

Если уложить шпалы с рельсами на землю или асфальтную площадку, то движение многотонных поездов по ним закончится в первые минуты. Необходима жёсткая основа, которая обеспечит чёткую фиксацию конструкции. Существует особый ГОСТ, который регламентирует качество щебня для обустройства железнодорожного полотна.

Гарантируется не только плотная, трёхслойная подушка, но и простота её создания. Случаи, когда сильный ливень смыл насыпь – большая редкость. Наличие пространства между отдельными камнями позволяет воде беспрепятственно просачиваться, не нарушая общей геометрии дороги.

Интересно:  Как добывают камни? Способы добычи, описание, фото и видео
Железнодорожная насыпь
Железнодорожная насыпь

Материал лучше всех обеспечивает плотность подушки и равномерность распределения давления. Природное сырьё отлично гасит вибрацию от локомотива, смягчает удары колёс о рельсы. Оптимальный размер камня – от 30 до 60 миллиметров. Не важен климатический пояс и погодные катаклизмы. Дополнительное преимущество – камни никто не будет воровать. Это не стальные рельсы и контактные провода. Кража нескольких вёдер ничего не нарушит. А ещё щебёнка не даёт расти траве, прочей зелени.

Интересный факт: в Австралии построена железная дорога, которая на протяжении пятисот километров не имеет поворотов.

Нет смысла создавать более дорогую и мощную основу – это иррационально. Лишь в больших городах, на красивых станциях немного скрывают камни при помощи декоративного материала. Камень не требует ухода и обслуживания. Он не изменит своих свойств и через пятьдесят лет. Единственная проблема – это изменение его цвета: щебёнка обычно чернеет.

Причины потемнения камней на железной дороге

Ещё в детстве мы замечали – после поездки в поезде надо хорошо вымыться. В носу всегда собирается большое количество чёрной грязи, похожей на сажу. Причина проста и банальна: до сих пор во многих составах для приготовления кипятка используют уголь, дрова. И основная масса получаемых отходов и копоти попадает на полотно.

Интересный факт: самый длинный состав был сцеплен в Южной Африке: в него входило 660 вагонов, протяжённость была 7 км.

Вторая причина более весома: любой тепловоз и вагон – это обильная смазка, использование солярки и прочих ГСМ. Всё это частично падает под колёса, пачкая камни. Смазывать принято болты и гайки, которыми крепят рельс к шпале. Да и грузы, перевозимые в открытых вагонах, часто являются причиной изменения цвета. Все эти факторы и меняют щебень и гравий.

Интересно:  Как трамвай переводит стрелки и поворачивает?

Камень и дальше будет оставаться доступным, востребованным материалом. А конструкция железнодорожного полотна не претерпит изменений. Ответ на вопрос о почернении щебёнки прост – это следствие всех факторов, которые несёт природа и технический прогресс. Любой школьник и наблюдательный человек поддержит эту точку зрения!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

2 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: