Все дороги мира делятся на две категории: 72% – правосторонние,  28% – левосторонние. На основании чего каждая страна устанавливает для своей территории правила движения на дорогах? А также, какое отношение к этому имеют средневековые рыцари? Этот вопрос имеет множество исторических теорий.

Влияние рыцарей на способ движения

Историки считают, что во времена Средневековья четких утвержденных правил относительно левостороннего и правостороннего движения не существовало. Люди держались по левую сторону простому потому, что так было удобнее и безопаснее. По всей видимости, такая привычка зародилась в средневековой Британии.

К слову, ученые не знают наверняка, как осуществлялось движение раньше – в древней Греции или Ассирии. Зато существуют доказательства того, что римляне предпочитали именно левую сторону.

Интересный факт: в 1998 году на территории Англии обнаружена римская каменоломня. Левая ее колея была разбита больше, чем правая. Также на старинной римской монете с изображением рыцарей видно, что они разъезжаются по левой стороне.

Воины, будь то римские легионеры или рыцари, держали оружие в правой руке. В левой у них зачастую располагался щит. Таким образом, передвигаясь по левой стороне дороги, путники отчетливо видели друг друга, что в руке у приближающегося человека, и в случае опасности, могли быстро достать оружие, вступить в бой.

Интересно:  Почему в Англии полиция не носит оружие? Причины, фото и видео

Аналогичные правила действовали при проведении рыцарских турниров. Противники двигались верхом навстречу друг другу, придерживаясь левой стороны. Щит держали слева, копье – справа, и в точке столкновения каждый старался сбить соперника с лошади.

Рыцарский турнир. Иллюстрация из книги «Венера и Марс», 1480
Рыцарский турнир. Иллюстрация из книги «Венера и Марс», 1480

Историки считают рыцарский турнир одним из факторов, повлиявших на тип движения, хотя это была лишь игра. В реальных повседневных условиях передвижение по дороге имело свои особенности. На трактах путников то и дело поджидали опасности в виде грабежей. Поэтому в процессе движения они предпочитали левую сторону – чтобы оставалось пространство для маневра, обороны.

Большинство историков используют именно эту теорию, связанную с привычками воинов, в качестве основной причины возникновения левостороннего движения. Однако стоит учитывать и тот факт, что в любой стране были и другие категории населения, которые превышали воинов по численности. В таком случае имеют право на существование и другие факторы, определяющие метод разъезда на дороге.

Например, в то время как рыцари двигались слева, простой народ предпочитал правостороннее движение. Так было проще уступить дорогу воину. В дальнейшем эта привычка укоренилась: знать занимала левую полосу, а «простолюдины» – правую.

В плане передвижения пешеходов, экипажей, всадников и т.д. действовали свои правила. Например, пешеходы, переносящие на себе грузы, двигались по правую сторону. При этом поклажу они держали на правом плече и могли беспрепятственно разминуться со встречными.

Интересно:  Самое интересное о Масленице: история, интересные факты, фото и видео

Многоместные экипажи предпочитали левостороннее движение, поскольку кучер располагался справа и, орудуя хлыстом, он не мог задеть сидящих пассажиров. В то же время, для одноместного экипажа более удобной являлась правая сторона – кучеру легче тянуть правой рукой за вожжи, чтобы разъехаться со встречным транспортом.

Как устанавливалось движение в разных странах?

Согласно исследованиям, 85-90% людей всего мира более умело пользуются правой рукой, то есть, являются правшами. Остальные – левши, за малым исключением тех, кто одинаково хорошо использует обе руки. С давних времен этот фактор был основополагающим при выборе способа передвижения.

Великобритания считается основоположником левостороннего движения. Аналогичные правила были установлены в ее колониях, зависимых территориях, а именно – в Индии, Австралии, Пакистане.

Страны с левосторонним и правосторонним движением
Страны с левосторонним и правосторонним движением
Интересный факт: первый закон о левостороннем движении датируется 1756 годом. Это английский билль, регламентирующий левостороннее передвижение по Лондонскому мосту. Нарушитель должен был платить крупную на тот момент сумму – фунт серебра.

Примечательно, что Соединенные Штаты тоже некоторое время придерживались левой стороны. Однако ближе к окончанию 18 века был совершен переход на новый способ разъезда. Согласно некоторым данным, Мари-Жозеф Лафайет (французский политический деятель) повлиял на это.

Если Британию связывают с левосторонним движением, то за правую сторону всегда выступала Франция. Под ее влиянием этот метод разъезда устанавливался в других странах. Например, сторонники Наполеона (Германия, Польша, Голландия и другие) перешли на правостороннее движение.

Интересно:  Почему в авиации используется керосин? Причины, фото и видео

В Японии левая сторона движения напрямую связана с самураями. Они носили мечи на левом боку и боялись, чтобы при встрече оружие путников не цеплялось друг за друга – подобный инцидент повлек бы за собой бой. В течение длительного времени страна меняла тип движения. Например, под влиянием оккупационных войск Америки японцы вынуждены были перейти на «правую» сторону. А позже снова вернулись к привычному для себя способу движения.

Рыцари предпочитали двигаться по левой стороне дороги, поскольку так для них было удобнее и безопаснее. Во-первых, оружие всегда находилось в правой руке, а в левой мог быть щит. Это касается как пешего путешествия, так и езды верхом. При необходимости можно было быстро вступить в бой с противником – имеется достаточно пространства для маневра. Во-вторых, двигаясь слева, путники отчетливо видели друг друга. Считается, что именно предпочтения рыцарей повлияли на возникновение левостороннего движения в Британии, а затем и в ряде других стран. Но есть и другие версии, связанные с удобством обычных пешеходов, а также экипажей.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar