Почему рейсовые самолеты летают не по кратчайшей линии?

Почему рейсовые самолеты летают не по кратчайшей линии? Интересно

Авиационные перелеты обходятся недешево в связи с высокой стоимостью топлива, обслуживания транспортного средства и рядом других факторов. Казалось бы, очевидный способ экономии топлива – запуск самолета по прямой траектории от пункта А до пункта Б.

Однако если изучить карту полетов, сразу становится понятно, что ни одно судно не летает по кратчайшей линии – напрямую. В чем причина?

Маршрутная сеть и круглая форма Земли

Если раньше маршруты полетов зависели от расположения наземных объектов, сейчас самолеты используют в качестве ориентиров радиомаяки. Таким образом появились своего рода «небесные трассы». Современному авиационному транспорту не требуется прокладывать курс между маяками, однако данная система все еще используется на практике. Не нужно забывать и про расстояние до запасных аэропортов.

Интересный факт: ведется активная работа над внедрением технологии свободных маршрутов в воздушном пространстве. Многие авиакомпании уже испытывают их ночью или в выходные дни.

На картах планета Земля представлена в виде двухмерной поверхности. На деле же самолет не может лететь строго по прямой. В качестве самого короткого маршрута может использоваться не линия, а определенный отрезок большой окружности. Таким образом, специалистами выбирается кратчайший путь с учетом формы Земли. В качестве примера можно взять Париж и Ванкувер. Оба города располагаются на широте 49 градусов. Самый короткий маршрут для полета проходит через Гренландию.

Интересно:  Почему у пассажирских самолетов два или четыре двигателя? Причины, фото и видео

Погодные условия и воздушные заторы

Даже для столь массивного и тяжелого рейсового самолета ветер становится серьезным препятствием. В случае сложных погодных условий кратчайший путь может оказаться не таким уж быстрым.

Ветер – не единственная опасность. Снижают скорость движения транспортного средства и даже представляют опасность для него облака, в которых образуются грозы. К опасным погодным условиям можно также отнести град, молнию, обледенение и т.п. Пилоты предпочитают избегать подобных явлений.

Зачастую авиакомпании обладают альтернативными маршрутами на случай особых ситуаций. Даже в воздушном пространстве бывают «пробки». Это происходит из-за того, что в определенное время через конкретную часть пространства пролетает слишком большое количество самолетов. Более длинный альтернативный маршрут позволяет избежать сложных ситуаций.

Зоны конфликтов и проведение военных учений

Выбирая между скоростью полета и безопасностью судна, находящихся в нем пассажиров, экипажа, в приоритете всегда оказывается второе. Поэтому при прокладывании маршрута специалисты избегают территорий, на которых проходят различные военные конфликты. При этом информация регулярно обновляется, проводятся исследования, чтобы о возможных рисках было известно всем авиакомпаниям. Данным вопросом занимается организация гражданской авиации на международном уровне.

Корректировать маршруты полетов приходится и в случае военных учений. Порой это доставляет неудобства, продлевается время полета, однако испытания необходимы и их не избежать. Единственное, что могут сделать специалисты – возобновить обычные режимы передвижения в ближайшее время после завершения учений.

Стоимость аэронавигации

Каждый раз, когда самолет пролетает над определенным государством, авиакомпания оплачивает использование навигационных служб. Цены везде отличаются, поэтому иногда, чтобы сэкономить на полете, выгоднее преодолеть более длинную дистанцию и не пересекать при этом пространство страны с высокими расценками.

Интересный факт: полет над Германией обойдется дороже, чем над Польшей. Например, маршрут Стокгольм-Пиза выгоднее осуществить, обойдя Германию, несмотря на то, что так он станет длиннее.

Таким образом, самолеты не летают по кратчайшим линиям по нескольким причинам. Необходимо избегать опасных погодных условий, воздушных пробок, зон военных испытаний и конфликтных территорий. Среди других причин – устаревшие маршрутные сети и высокая стоимость аэронавигации в отдельных странах.

Поделиться с друзьями

Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

3 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: