Почему на концертах дирижер пожимает руку первой скрипке?

Почему на концертах дирижер пожимает руку первой скрипке? Интересно

Когда о музыканте говорят, он первая скрипка в оркестре, даже непосвящённым ясно, что это не рядовой исполнитель. Скрипачей в оркестре много, а дирижёр жмёт руку именно первой скрипке. Какой в этом смысл, когда зародилась традиция, почему именно скрипке? На эти вопросы отвечает предлагаемая статья.

Скрипка — дирижёр

Понятие первая скрипка есть только в музыкальном мире. В справочниках и энциклопедиях пишут о скрипках. Слово первая в описании не присутствует. А если подойти к этому с другой стороны, то скрипка имеет смычок очень похожий на дирижёрскую палочку. Раньше дирижёрский инструмент был другим. И руководили игрой оркестра по-иному.

Одна из предшественниц современной дирижёрской палочки была, как дрын высотой 180 см. Её называли баттута, которой отбивали ритм, ударяя основанием в пол.

Двухмануальный франко-фламандский клавесин
Двухмануальный франко-фламандский клавесин

Главенствовали в оркестре тоже не скрипки, а клавесин, орган. Но в 18 веке положение изменилось. Скрипки заняли ведущую роль в оркестровой иерархии, роль первого скрипача возросла. Дирижёр стучал, отбивал такт, а скрипка держала и вела мелодию. В 19 веке руководил оркестром обязательно скрипач.

Передача руководящей роли в дирижёрские руки происходила постепенно. Для исполнителя со смычком и инструментом от Страдивари, Гварнери, Амати, для которого имеет значение только “Её Величество – Музыка”, а должность — не главное. Это одна из причин, почему пальма первенства была отдана.

Но ещё долго её держали в руках скрипачи, они становились за дирижёрский пульт, потому что лучше всех умели владеть смычком, похожим на палочку. Но концертмейстерская роль осталась за первой скрипкой. Она – настройщик оркестра и помощник дирижёра в доведении мелодии до совершенства.

Интересно:  Почему мы танцуем? - Научное объяснение

Ярким представителем, сочетающим роли дирижёра-скрипача был немецкий композитор Людвиг Шпор. Он работал концертмейстером, капельмейстером, его почитали как Баха, Бетховена, Моцарта.

Интересный факт: Бетховен, признавая талант Людвига Шпора, предложил ему быть первой скрипкой в знаменитом музыкальном коллективе, в котором сам дирижировал. Это была дань уважения, продолжающаяся доныне.

Совмещение композиторской, дирижёрской работы и игрой на скрипке характерно и для Антонио Вивальди. Он, как и другие великие композиторы и дирижёры понимал — главную партию ведёт первая скрипка, строй и звучание оркестра зависит от неё.

Интересный факт: концертмейстеры есть в каждой группе исполнителей, не только в скрипичной. Если в концерте есть сольные моменты, которые они ведут, то роль концертмейстера, например, духовых также важна. Но первая скрипка ведёт строй не только скрипичной группы, а всего оркестра.

Роль первого скрипача не видна зрителям, они не знают всех тонкостей работы исполнителей. Но он чувствует свою ответственность, перед музыкантами и слушателями. За это достоин рукопожатия дирижёра и бурных аплодисментов зрителей.

Дирижёр пожимает руку первой скрипке, потому что: скрипач, исполняющий главную партию — это камертон для оркестра, первая скрипка — концертмейстер оркестра, второй после дирижёра музыкант, первый скрипач — это солист оркестра, реализующий дирижёрский замысел.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: