Содержание:
Сложно представить эксплуатацию автомобиля, у которого нет заднего хода. Это существенно ограничило бы маневрирование. Самолету в воздухе такая функция не требуется, однако судно проводит немало времени и на земле. Есть ли у него «задняя передача» и как осуществляются перемещения самолета на аэродроме?
Реверсивная система в авиации
В авиационной сфере у реверса есть несколько значений. Это и работа двигателя во время использования реверсивного устройства, и непосредственно приспособление, которое меняет направление реактивной или воздушной струи. Так создается обратная тяга. Реверсивное торможение в реактивных двигателях реализуется за счет различных затворок, которые отклоняют всю струю либо ее часть в нужном направлении.
У реверса имеется много функций. Это и есть задний ход самолета, но по данному назначению система используется очень редко. Реверс чаще всего применяется во время посадки воздушного судна, когда оно касается взлетно-посадочной полосы и проходит еще некоторую дистанцию – выполняет пробег. Активация реверсивного устройства сопровождается характерным шумом.

Оно работает в паре с колесной тормозной системой судна, снижает нагрузку на нее, сокращает тормозную дистанцию. Также в момент приземления самолета эффективность его тормозов небольшая, так как нагрузка на колеса снижена за счет подъемной силы, оставшейся на крыле.
Реверс может использоваться изредка в воздухе (ограниченным количеством самолетов) и в случае аварийного торможения, если самолет пошел на взлет, но по каким-то причинам вынужден был его прекратить. Некоторые виды самолетов активируют реверсивное устройство в воздухе, чтобы уменьшить скорость, уйти на экстренное снижение и т.п., но все эти ситуации индивидуальны.
Использование заднего хода
Перемещение самолета по земле на аэродроме в авиации называют рулением. При этом воздушное судно двигается прямо или поворачивает при необходимости в режиме «малый газ» за счет работы двигателей. Скорость определяется видом самолета и указаниями в руководстве по летной эксплуатации.
Движение самолета задним ходом при помощи реверсивного устройства на практике реализуется крайне редко, хотя система шасси свободно двигается вперед и назад. Применение реверса во время руления сопряжено с многочисленными трудностями. Прежде всего, на небольшой скорости струя захватывает с земли различный мусор, который может угодить в воздухозаборник судна и стать причиной неисправности.
Пилоту сложно руководить самолетом при движении задним ходом из-за малого количества свободного пространства у перронов. Также это может быть небезопасно, поскольку рядом с судном находятся люди, обслуживающая техника и т.п.

Оптимальный способ перемещения самолета по аэродрому – буксировка, которая осуществляется при помощи специального тягача. К носовой стойке шасси судна цепляется сцепное устройство. Оно может быть гибким тросовым или жестким в виде водила.
В процессе буксировки принимает участие буксировочная бригада, состоящая из 5 человек (для крупных лайнеров). Каждый член бригады выполняет свою задачу, наблюдая за той или иной частью самолета. Если экипаж судна не участвует в этом процессе, то один техник руководит тормозной системой в кабине.
Самолет может ездить задним ходом, так как его шасси двигаются вперед и назад, если не заблокированы тормозной системой. В большинстве видов воздушных суден есть система реверса, отвечающая в том числе и за задний ход, но ввиду множества нюансов она редко используется. Самолет транспортируется аэродромным тягачом.
Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 76533. Издание «Как и почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ.