Кто придумал трамвайные рельсы?

Кто придумал трамвайные рельсы? Интересно

Трамвай – один из самых старых видов общественного транспорта, возникший в начале 19 века. У него есть как свои плюсы, так и минусы, но в определенный момент истории произошел настоящий трамвайный бум. Все благодаря новому типу рельсов, которые сделали передвижение по городу более удобным и быстрым.

Чем отличаются трамвайные рельсы от железнодорожных?

Трамваи могут передвигаться как по специальным рельсам, так и по обыкновенным железнодорожным. Рельс представляет собой балку со специальным сечением, изготовленную из стали, которая укладывается на опорах (например, шпалах).

Конструкция из опор и двух рельсов, идущих параллельно друг другу, образовывает пути, по которым могут передвигаться различные виды транспорта. Рельсы направляют колеса в процессе движения, а также принимают и упруго передают получаемое от них давление.

Сравнение трамвайного и железнодорожного рельсов
Сравнение трамвайного и железнодорожного рельсов
Интересный факт: считается, что первые рельсы использовали еще в Древнем Египте. Они представляли собой глубокие желоба, по которым двигались колеса повозки. С их помощью перевозили различные крупные грузы к месту возведения пирамид.

В зависимости от предназначения, рельсы делятся на множество видов:

  • для узкой колеи;
  • рудничные;
  • для путей промышленных предприятий;
  • железнодорожные;
  • крановые;
  • трамвайные желобчатые и др.

Главным отличием железнодорожного рельса от трамвайного является наличие в конструкции последнего специального желоба (выемки) и губки. Они предназначены для выступа колеса вагона. За счет данного выступа трамвай может совершать повороты более узкого радиуса по сравнению с обычным поездом.

Также для изготовления трамвайных рельсов допускается использование более мягких марок стали. Если сравнить ж/д и трамвайные пути, становится очевидно, что трамваи ездят по сильно искривленным участкам. Мягкая сталь позволяет сильнее сгибать рельсы и обеспечивать прохождение транспорта по ним.

Как появился трамвай?

Прошел не один десяток лет, пока трамваи обрели тот вид, к которому мы привыкли. А началось все с конно-железной городской дороги. Первоначально они возникли в нескольких городах США (1828) с интервалом в несколько лет: Балтимор, Нью-Йорк, Новый Орлеан.

Интересно:  Почему животным нравится, когда их гладят? Причины, фото и видео
Конка в Нью-Йорке
Конка в Нью-Йорке

Изначально конка представляла собой вагон, который передвигался за счет тягловых животных (в основном лошадей). Ездил данный транспорт по обычным железнодорожным рельсам. Подобная система передвижения в пределах города имела массу недостатков. Выступающие на 15 см над дорогой рельсы мешали другому транспорту.

Именно поэтому наиболее активно конные железные дороги начали эксплуатировать лишь после того, как в 1852 г. французский изобретатель Альфонс Луба придумал специальные рельсы с желобом, которые прокладывались непосредственно в дорожном полотне. Изобретение стало весьма практичным и используется в наши дни.

Конки начали появляться и на территории Европы. В России данным транспортом пользовались уже в 1860 году. По состоянию на 1890 год страна занимала третье место по протяженности конных железных дорог (около 600 км). На первом месте были США (8955,8 км).

В 1880-х годах появились первые электрические трамваи, которые пришли на смену конкам. Однако в Москве их продолжали эксплуатировать вплоть до 1912. В мире случалось немало курьезных случаев, связанных с отказом от использования тягловых животных. Например, в Амстердаме на протяжении 4 лет функцию лошадей выполнял обычный автобус, на котором была установлена табличка «трамвай».

Московская конка
Московская конка
Интересный факт: последняя в мире действующая линия конки, Дугласский конный трамвай, находится на острове Мэн в Великобритании. Открыли ее в 1876 году, а сейчас линия работает только в летний сезон. Конка до сих пор служит городским общественным транспортом и особенно привлекает туристов.

Трамвайные рельсы с желобом придумал французский изобретатель Альфонс Луба в 1852 г. Новая конструкция позволила прокладывать трамвайные пути так, чтобы они не возвышались над проезжей частью и не мешали другому транспорту. Новшество Луба поспособствовало развитию уличного трамвая.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями
Вадим Хромов

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал «Как и Почему»
guest
0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: