Трамвай – один из самых старых видов общественного транспорта, возникший в начале 19 века. У него есть как свои плюсы, так и минусы, но в определенный момент истории произошел настоящий трамвайный бум. Все благодаря новому типу рельсов, которые сделали передвижение по городу более удобным и быстрым.
Чем отличаются трамвайные рельсы от железнодорожных?
Трамваи могут передвигаться как по специальным рельсам, так и по обыкновенным железнодорожным. Рельс представляет собой балку со специальным сечением, изготовленную из стали, которая укладывается на опорах (например, шпалах).
Конструкция из опор и двух рельсов, идущих параллельно друг другу, образовывает пути, по которым могут передвигаться различные виды транспорта. Рельсы направляют колеса в процессе движения, а также принимают и упруго передают получаемое от них давление.

В зависимости от предназначения, рельсы делятся на множество видов:
- для узкой колеи;
- рудничные;
- для путей промышленных предприятий;
- железнодорожные;
- крановые;
- трамвайные желобчатые и др.
Главным отличием железнодорожного рельса от трамвайного является наличие в конструкции последнего специального желоба (выемки) и губки. Они предназначены для выступа колеса вагона. За счет данного выступа трамвай может совершать повороты более узкого радиуса по сравнению с обычным поездом.
Также для изготовления трамвайных рельсов допускается использование более мягких марок стали. Если сравнить ж/д и трамвайные пути, становится очевидно, что трамваи ездят по сильно искривленным участкам. Мягкая сталь позволяет сильнее сгибать рельсы и обеспечивать прохождение транспорта по ним.
Как появился трамвай?
Прошел не один десяток лет, пока трамваи обрели тот вид, к которому мы привыкли. А началось все с конно-железной городской дороги. Первоначально они возникли в нескольких городах США (1828) с интервалом в несколько лет: Балтимор, Нью-Йорк, Новый Орлеан.

Изначально конка представляла собой вагон, который передвигался за счет тягловых животных (в основном лошадей). Ездил данный транспорт по обычным железнодорожным рельсам. Подобная система передвижения в пределах города имела массу недостатков. Выступающие на 15 см над дорогой рельсы мешали другому транспорту.
Именно поэтому наиболее активно конные железные дороги начали эксплуатировать лишь после того, как в 1852 г. французский изобретатель Альфонс Луба придумал специальные рельсы с желобом, которые прокладывались непосредственно в дорожном полотне. Изобретение стало весьма практичным и используется в наши дни.
Конки начали появляться и на территории Европы. В России данным транспортом пользовались уже в 1860 году. По состоянию на 1890 год страна занимала третье место по протяженности конных железных дорог (около 600 км). На первом месте были США (8955,8 км).
В 1880-х годах появились первые электрические трамваи, которые пришли на смену конкам. Однако в Москве их продолжали эксплуатировать вплоть до 1912. В мире случалось немало курьезных случаев, связанных с отказом от использования тягловых животных. Например, в Амстердаме на протяжении 4 лет функцию лошадей выполнял обычный автобус, на котором была установлена табличка «трамвай».

Трамвайные рельсы с желобом придумал французский изобретатель Альфонс Луба в 1852 г. Новая конструкция позволила прокладывать трамвайные пути так, чтобы они не возвышались над проезжей частью и не мешали другому транспорту. Новшество Луба поспособствовало развитию уличного трамвая.
Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 76533. Издание «Как и почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ.