Какой максимальный размер деревянных судов?

Какой максимальный размер деревянных судов? Интересно

Корабль – одно из самых значимых изобретений человека. Различные суда используют в транспортной, военной, промысловой и других областях. Ещё столетие назад самым распространённым материалом в судостроении являлось дерево – лиственные и хвойные породы. Несмотря на отсутствие точных станков и инструментов, удавалось создавать большие корабли, сопоставимые по размерам с современными.

Отечественное деревянное судостроение

Деревянное судостроение сыграло большую роль в истории развития России. Знаменитый путь «из варяг в греки» (из Балтийского моря до Византии) был совершён на открытых парусно-весельных лодках — «ладьях». К XVII веку появились высокотехнологичные верфи, которые позволили строить «кочи» – однопалубные парусные корабли длиной около 24 метров.

В начале XVII века отечественные корабли, изготовленные из сосновой древесины, стали более дешёвыми и достаточно прочными для совершения длительных путешествий. В эпоху Петра I были освоены новые технологии судостроения, благодаря которым появилась возможность строительства крупных судов.

54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга «Полтава» 1712. Реконструкция 2018 года
54-пушечный парусный линейный корабль 4 ранга «Полтава» 1712 г. Реконструкция 2018 года

В 1703 году создается парусник «Андрей Первозванный», размер которого составлял около 42 метров в длину, 9 метров в ширину; глубина погружения – 4 метра. Этот корабль совершил торговое путешествие в Голландию и Англию. По его чертежам для российского флота были изготовлены ещё несколько сопоставимых по размеру кораблей.

Несмотря на появление стального судостроения в середине XIX века, деревянная отрасль активно развивалась вплоть до начала XX века. Встречаются такие суда и в наше время, так как имеют ряд преимуществ, а именно:

  • минимальная потребность в дорогостоящей стали;
  • небольшая стоимость производства;
  • постройка не требует дорогого оборудования;
  • высокая скорость строительства;
  • приспособленность к хождению в сложных условиях.
Интересно:  Почему моряки носили брюки клеш? Причины, фото и видео

Однако суда такого типа являются требовательными в уходе и менее долговечными.

Самое большое деревянное судно в мире

В 1910 году в США была построена шхуна «Wyoming». Предназначался этот парусник для перевозки песка, щебёнки, угля и других грузов вдоль восточного побережья страны. Грузоподъёмность корабля поражает воображение – целых 5100 тонн. Добиться такого показателя удалось благодаря использованию нестандартных инженерных решений.

Длина шхуны составляет целых 106,7 м, а ширина – 15,2 м. На палубе располагались 6 мачт высотой около 40 м. Площадь парусности составляла 2720 м2. Выглядит парусник, несмотря на свои грандиозные размеры, элегантно, так как носовая часть приподнята и создаёт ощущение стремительного движения.

В отличие от других кораблей этого периода, в конструкции было применено несколько обшивок: внутренняя обеспечивала продольную прочность корпуса, а внешняя – его герметичность. Чтобы предотвратить гниение древесины внутри корпуса, пустоты между силовой и герметизирующей обвязкой заполняли солью. На всё судно ушло 140 м3 этого материала.

Самое большое деревянное судно «Wyoming» 1910 г.
Самое большое деревянное судно «Wyoming» 1910 г.

Толщина древесины в самых тонких частях обшивки корабля достигала целых 15 см. При постройке использовали толстые сосновые брусья сечением 38 на 36 см, а скрепляли их самым простым способом – корабельными гвоздями.

Интересный факт: на постройку корабля «Wyoming» ушло 450000 погонных метров древесины. Водоизмещение составило 8500 тонн.

Кораблём управлял экипаж из 17 человек. Помещения для экипажа в рубках были оборудованы паровым отоплением, а для чрезвычайных ситуаций предусмотрены три спасательные шлюпки.

Шхуна использовалась по назначению до начала Первой мировой войны, затем на несколько лет оказалась заброшенной. После окончания военных действий судно снова стали использовать, но из-за неправильного ухода корпус потерял прочность. В 1924 году деревянный парусник с механическим двигателем «Wyoming» попал в сильный шторм и затонул вблизи Чесапикского залива.

Поделиться с друзьями

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

4 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: