Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

Взлет самолета
Взлет самолета

Посадка в дождь или туман – это непростая задача, но в ряде случаев пилотам приходится с ней сталкиваться. Несмотря на то, что прогнозы погоды рассматриваются еще перед вылетом, на момент принятия командиром борта решения о полете, за то время, пока самолет будет находиться в воздухе, погода в точке назначения может существенно измениться в худшую сторону. Какие же действия предпринимаются в этом случае?

Иногда в такой ситуации посадка проводится на запасном аэродроме. В других ситуациях борт все же идет на посадку, пользуясь теми методами и оборудованием, которые рассчитаны специально на такой случай.

Минимумы и нормы

Существуют общие требования, используемые при оценке рисков посадки в сложную и нелетную погоду. Они опираются в общих чертах на показатели видимости, и большинство аэродромов указывают на способность принять борт при видимости от 900 метров. Самолет способен успешно садиться при видимости от 500 метров. Гипотетически пилот способен совершать посадку и при нулевой видимости за счет приборов, но на практике этого не допускают, даже будучи уверенными в мастерстве конкретного командира. Посадка вслепую в гражданских рейсах не производится, а требования для каждого аэродрома и борта формулируются в индивидуальном порядке, с учетом всех факторов, играющих роль в деле обеспечения безопасности пассажиров и экипажа.

Материалы по теме:
Почему самолет самый безопасный вид транспорта?

Решение о посадке

Пилот за работой
Пилот за работой

Отказать в посадке может сам аэропорт – при опасных погодных условиях диспетчер осведомляет экипажи самолетов о том, что аэродром временно закрыт, и тогда им приходится садиться на запасных точках, расположенных поблизости. В других случаях решение принимается первым пилотом, который, собственно, и несет ответственность за этот вопрос. Он может зайти на первый или второй круг, оценивая обстановку и совершая необходимые для безопасной посадки маневры. Условия плохой видимости в дождь или туман могут снизить визуальный контроль до десятков метров, ветер или мокрая посадочная полоса еще более осложнят ситуацию. Однако современные приборы и системы позволят опытному пилоту успешно справиться с поставленной задачей. Ведь самолеты летают и ночью, когда видимость в любом случае будет невысокой, и никаких проблем при посадке или взлете не возникает.

Оборудование и системы, позволяющие безопасно сажать самолет

Курсоглиссадный маяк
Курсоглиссадный маяк

В тумане и при дожде пилотам необходима помощь при посадке, и она обеспечивается специальными системами. Важность их использования переоценить нельзя, ведь речь идет о высоких скоростях, которые позволяют преодолевать сотни метров, километры за считанные секунды. Наиболее распространенной системой, используемой в аэропортах по всему миру, считается курсо-глиссадная система (ILS).

Материалы по теме:
Почему в пассажирских самолетах нет парашютов?

Принцип работы курсо-глиссадной системы

Курсо-глиссадная система (ILS)
Курсо-глиссадная система (ILS)

Курсо-глиссадная система представляет собой пару антенн, выдающих сигналы по той прямой в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной), по которой снижается и заходит на посадку борт. Система создает своими радиосигналами путь, очерченный двумя линиями, за пределы которых самолету выходить нельзя – приборы немедленно сообщат пилотам о том, что произошло отклонение. Таким образом борту прокладывается безопасный путь, по которому он может следовать и практически вслепую. Эта система успешно работает даже с автопилотом, создавая экипажу минимум проблем при посадке, снимая массу рисков.

Сегодня такие системы выпускаются во множестве вариаций, они могут быть разной точности. Модификации, которые дают возможность посадки даже при нулевой видимости за счет повышенной точности, крайне дороги в цене, и потому они имеются не повсеместно. Но даже устаревшие решения приносят много пользы, в десятки раз увеличивая безопасность посадки в сложную погоду.

Процесс посадки самолета

Глиссада
Глиссада

Даже в условиях хорошей видимости самолет не всегда с ходу идет на посадку, сначала ему необходимо снизиться, а иногда – занять свое место в очереди на маневры. Самолет может кружить и заходить на глиссаду. Глиссада – это особая траектория перед посадкой, когда самолет должен лететь под строго определенным углом. Система радиоглиссадных маяков помогает придерживаться нужного курса в дождь и туман, также поддержанию оптимального курса и наклона способствуют другие системы самолета. Для обеспечения безопасной посадки пилоту необходимо придерживаться угла в 2-4.5 градуса. Советский стандарт составлял 2.4 градуса, а современный международный стандарт настоятельно рекомендует придерживаться наклона в 3 градуса. И система помогает пилоту придерживаться именно такого наклона и траектории, плавно выходя на снижение.

Материалы по теме:
Разноцветные дожди

Прочие вспомогательные возможности

Огни посадочной полосы
Огни посадочной полосы

Многие люди замечали,что все взлетно-посадочные полосы на аэродромах подсвечиваются. Использоваться могут как обычные фонари, так и осветительная техника противотуманного типа повышенной эффективности, которая заметна даже через туман. Визуальные ориентиры тоже крайне важны, они очень помогают пилотам садиться в дождь и сумрак.

Таким образом, посадка в дождь или туман осуществляется преимущественно по приборам. Аэропорт может как принять самолет, так и отказать из-за сложных погодных условий, объявив временное закрытие из-за нелетной погоды. Если есть возможность принять борт, пилот выводит его на глиссаду и идет по радиомаяку.

Рейтинг: 5.0/5. Из 3 голосов.
Please wait...