Как работает стоп-кран поезда?

Как работает стоп-кран поезда? Интересно

Глядя на стоп-кран, задаешься вопросом: как же он устроен, и что будет, если дернуть за него, когда поезд движется на полном ходу? Кажется, что вся система крайне простая, но стоп-кран – всего лишь вершина айсберга мощной тормозной системы.

Стоп-кран в поезде: как выглядит и зачем нужен?

Стоп-кран представляет собой специальный рычаг чаще всего красного цвета. Его предназначение – экстренное торможение поезда. Устройство может активировать любой пассажир, но только в определенных случаях, которые закреплены на законодательном уровне. Стоп-кран располагается в середине вагона и в каждом тамбуре. Устройство представляет собой небольшую коробку с соответствующей надписью и опломбированной красной ручкой.

Остановить поезд может пассажир или обслуживающий персонал поезда. Для этого нужны серьезные основания. К ним можно отнести риск схода состава с рельс или аварии. Также стоп-кран можно активировать, когда есть угроза возникновения пожара (если поезд не возле путепровода, не в тоннеле или не находится на мосту).

Остановка состава допускается, когда возникает опасность для жизни человека. Машинист поезда может дать сигнал об экстренном торможении, если у него не получается остановить состав обычным способом.

К экстренным ситуациям нельзя отнести срыв стоп-крана, если, к примеру, пассажир опоздал на поезд или у него возникла необходимость выйти в непредназначенном для остановки поезда месте. Если причина активации устройства не имеет веских оснований, за это как минимум полагается штраф.

Как устроены тормоза у поезда?

В 1872 году были изобретены пневмотормоза для поездов. Система работает следующим образом: воздух под давлением воздействует на поршневую систему, которая и прижимает тормозной башмак к колесам состава, останавливая его. Такая система считается автоматической, так как остановка происходит всякий раз, когда давление в воздухопроводе поезда сбрасывается.

Интересно:  Почему колеса поезда не буксуют на гладких рельсах?
Кран в кабине машиниста для управления тормозами
Кран в кабине машиниста для управления тормозами

Современные пневмотормоза способны сами определять, двигается поезд пустым или груженым, и в зависимости от этого применяется нужный сброс давления для торможения.

Интересный факт: в обычных электричках используется другая система торможения – электромагнитная. Создается электромагнитное поле, которое препятствует вращению колес. Но такая система плохо справляется с товарными составами и большими пассажирскими поездами. Поэтому там и установлены пневматические тормоза.

Как работает стоп-кран?

Воздух, который нагнетает специальный компрессор, сперва идет в кабину машиниста, где установлен кран, отвечающий за торможение состава. Затем он распространяется на все вагоны посредством воздухопровода. В каждом их них находится запасный баллон, который заполняется посредством воздухораспределителя.

Тормозной цилиндр через этот распределитель соединяется с атмосферой. В цилиндре расположен поршень и если воздействия воздуха нет, то тормозные башмаки не будут прижиматься и останавливать колеса.

Схема тормозной системы поезда
Схема тормозной системы поезда

Стоп-кран аналогично с рычагом в распоряжении машиниста способен отводить воздух, что и приводит к остановке поезда. К примеру, предположим, что стоп-кран активирован. В воздухораспределителях начинает резко снижаться давление, в то же время из запасных баллонов выходит воздух, который и давит на поршень, прижимая колодки к колесам.

Таким образом, если давление в воздушной системе тормозов падает, то и поезд автоматически останавливается. Причем если стоп-кран не вернуть на нужную позицию, то и воздух заново не может быть нагнетен в систему. Даже если повреждается воздухопровод, поезд тоже останавливается.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
guest
0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: