Как работает ледокол?

Как работает ледокол? Интересно

В современном мире существует множество типов кораблей. Наиболее впечатляющими из них являются ледоколы – настоящие покорители льдов, без которых нельзя представить экспедицию в антарктические и арктические регионы.

Применение ледоколов

Задача ледоколов – доставка грузов, экспедиций в антарктические и арктические районы, куда невозможно добраться при помощи обычных судов. Также они используются для эвакуации и наиболее часто – с целью расчистки пути ото льда для других кораблей, которые при этом следуют за ледоколами.

Ледоколы, краткая инфографика
Ледоколы, краткая инфографика

Стоит отметить существенное значение ледоколов в ходе освоения СМП (Северный Морской Путь). Больше всего судов данного типа имеется во флоте России, Швеции, США, Финляндии и Канады.

Интересный факт: «Севморпуть» – единственный во всем мире лихтеровоз с атомной силовой установкой, принадлежащий России.

Ледокольный флот России состоит из 55 кораблей. Из них 4 являются атомными. К примеру, на счету канадского флота – 9 ледоколов, а США располагают только 4 судами. В 2019 году был создан боевой ледокол «Иван Папанин» – первый в мире. После того, как он пройдет оснащение и испытания, судно поступит на службу в ВМФ России.

В 2016 году запущен проект атомных ледоколов «Лидер». По этому проекту планируется спустить на воду 3 судна. В 2020 году начато строительство первого корабля – ледокола «Россия». Его предполагаемая мощность составляет 120 МВт.

«Россия» сможет принять на борт экипаж из 127 человек и запас провизии на 8 месяцев. При этом дальность его плавания не ограничена. Наибольшая толщина льда, которую может расколоть судно, составляет 5 метров. Минимальная скорость ледокола по двухметровому льду – 12 узлов. Основные задачи судов этого проекта – обеспечение арктических экспедиций и навигация по СМП.

Интересно:  Какие люди больше всего привлекают комаров? Причины, фото и видео

Как устроен ледокол?

Ледоколы эксплуатируют в сложных непредсказуемых условиях, чем и определяются особенности их конструкции. Чтобы судно могло справляться с толстыми слоями льда, его корпус укрепляется стальными листами. Днищу ледокола придают закругленную форму.

Устройство атомного ледокола "Россия"
Устройство атомного ледокола “Россия”

В зависимости от толщины льда, корабль может разрушать его несколькими способами. Если лед тонкий, судно режет его носом, после чего раздвигает льдины, проплывая вперед. Толстый лед ломается под огромным весом корабля, который наползает на него сверху.

Образовать проход также можно и другими способами. Например, ледокол кренится в разные стороны, отодвигая куски льда. Есть способ, когда судно использует балластную цистерну. При этом она позволяет погружать в воду одну часть корабля, в то время как другая возвышается надо льдом, а затем разрушает его.

В нынешнее время используются атомные и дизель-электрические виды ледоколов. Судно приводится в движение по несложной схеме. Основная силовая установка приводит в действие электрический генератор, который запускает электродвигатель. Последний вращает гребные винты.

В отличие от обыкновенных кораблей, гребная установка ледокольного судна работает в более сложных условиях. Поэтому она имеет свои конструкционные особенности. Для двигателей характерно свойство быстрого набора полных оборотов. Он сталкивается с резкими перепадами нагрузки, когда корабль то взбирается на поверхность льда, то отходит обратно.

Способы преодоления льда: крен и при помощи балластной цистерны
Способы преодоления льда: крен и при помощи балластной цистерны

Нуждаются ледоколы и в большем количестве гребных винтов – 3 либо 4. Если конструкцией предусмотрено 4 винта, то устанавливаются они по два в передней и задней части судна. Стоит отметить роль передних винтов – их лопасти лишают ледяную толщу опоры, выкачивая из-под нее воду. Так лед быстрее и проще разрушается.

Интересно:  Как поворачивают троллейбусы?

Работая в сложных условиях, ледокольное судно имеет усиленную защиту корпуса, мощный атомный или дизель-электрический двигатель, закругленную форму днища и до 4 гребных винтов. Разрушение льдов и освобождение судоходного пути для других кораблей осуществляется несколькими способами в зависимости от толщины льда.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
guest
0 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: