Как поворачивают троллейбусы?

Как поворачивают троллейбусы?
Как поворачивают троллейбусы?

Система, предназначенная для поворота троллейбуса, подразделяется на две части: механическую и электрическую. Каждая стрелка снабжается электромагнитным приводом. Заранее оговоримся: троллейбус движется при помощи мощных электродвигателей, ток на которые подается при помощи педали. Далее в тексте для удобства будем называть ее педалью газа, закавычивая слово «газ».

Еще одна тонкость: понятие «право» и «лево» у водителей троллейбуса весьма специфические. Дело в том, что тройных стрелок «вправо-вперед-влево» в троллейбусной природе не существует. Перья устройства перевода поворота могут либо повернуть направляющие налево, либо не делать ничего. Вот это «ничегонеделание» и называется поворотом направо. Даже если

Поворот направо

В стандартном состоянии стрелка размещена таким образом, что проезжающий троллейбус будет поворачивать направо. Водителю достаточно отпустить педаль «газа» и проехать под ней, не подавая напряжение. После проезда места состыковки можно снова «газовать» и продолжать движение.

Материалы по теме:
Как трамвай переводит стрелки и поворачивает?
Стрелка СТУ-5 1) секционный изолятор; 2) плита; 3) контактный провод; 4) подвижные перья; 5) анкерный трос; Х — направление движения с включённым двигателем; В — направление при движении выбегом
Стрелка СТУ-5 1) секционный изолятор; 2) плита; 3) контактный провод; 4) подвижные перья; 5) анкерный трос; Х — направление движения с включённым двигателем; В — направление при движении выбегом

Поворот налево

Если водитель не отпускает «газовую» педаль, ток подается на стрелку, которая от срабатывания электромагнитного реле принимает положение «налево». После того, как троллейбус повернул и отдалился от стрелки, она вновь перемещается в стандартное положение.

Механически поворот выглядит следующим образом: направляющие, которые на профессиональном сленге называются перьями, ставятся в разрывы линии. Они имеют небольшой угол, примерно 120 градусов. Благодаря этому левая и правая троллейбусные штанги плавно поворачиваются в нужном направлении контактной линии электропередач.

Интересный факт: существует 5 городов, где поворотные действия осуществляются наоборот. Стандартным считается поворот стрелки налево, а при прохождении тока перья направляют троллейбус направо. Эти города расположены в России и на Украине: Уфа, Саратов, Днепр, Киев, Ровно.

В стандартном положении на пружинах реле ток не подается. Однако, когда водитель хочет повернуть налево и давит на педаль «газа», ток доходит до сердечника реле, физически совмещенного с перьями, которые он поворачивает налево. После того, как направляющие штанги миновали участок, троллейбус продолжает двигаться, получая напряжение от нового участка. Сами перья тем временем обесточиваются и пружины возвращают их в стандартное правое положение.

Материалы по теме:
Как самолеты садятся в сильный туман и дождь?

Недостаток такой системы

Такая форма поворота, принятая во всех странах бывшего Советского Союза, называется управлением по току. Она имеет очень серьезный недостаток – к контактным проводам, подающим напряжение на электродвигатель троллейбуса, нельзя подключать никаких потребителей. Реактивные токи, появляющиеся при работе электродвигателей, могут оказать влияние, вследствие чего появившееся в сети побочное напряжение не позволит перьям переключиться в стандартное положение.

Альтернативные системы поворота

В Вологде поворот осуществляется при помощи селектрической стрелки, названную так от англоязычной версии (selectric switch). Отличие состоит в том, что контакты в перьях скошены на 45 градусов. Чтобы проехать прямо, водителю не надо совершать никаких действий, а чтобы повернуть направо водителю необходимо сделать крутой поворот. Контакты вынужденно замыкаются и троллейбус поворачивает направо.

Там же, в Вологде, можно встретить переключение при помощи транспондера, которое научно называется индуктивным. При этом водителю не требуется тратить время на переключение стрелки при помощи электричества. Это значительно ускоряет поворот. Схема здесь работает по принципу дистанционного управления. Это позволяет избежать неприятностей при подрезании другим троллейбусом, снижает влияние ошибок человеческого фактора.

Материалы по теме:
Почему после тяжелой умственной работы человек чувствует физическую усталость?

Автоматика не позволяет перьям переводиться до тех пор, пока головки токоприёмников не закончат свой маневр и не перейдут на новую контактную линию. Обычно такие стрелки снабжают светофорами, которые подсказывают водителю троллейбуса текущее положение левой и правой стрелок. При возможности подрезания включается красный свет. Управление происходит при помощи кодированного радиосигнала, который передает на стрелку нужный сигнал в нужное время.

Для многих жителей крупных городов троллейбусы настолько вросли в жизнь, что стали обыденностью, но по прогнозам экспертов это будет продолжаться недолго. Если транспорту с двигателями внутреннего сгорания, скорее всего, в недалеком будущем предстоит состариться и исчезнуть, то для троллейбусов уготовлено более радужное будущее. Возможно, с увеличением емкости батарей, у них «отвалятся рога», а питание перекочует в батареи. И это – уже обыденность в Китае, где на маршрутах уже находится более 300 тысяч электроавтобусов, полная зарядка которых занимает не более 2-3 часов.

Материалы по теме:
Почему темнеют камни на железной дороге?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг: 4.9/5. Из 11 голосов.
Please wait...

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
4 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
саняВладимир Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
саня
Гость
саня

ну троллейбусы поварачивают также как и автобусы и система поворота троллейбуса руль тяги и усилитель. а у вас должно быть – “КАК ТРОЛЛЕЙБУС ПЕРЕКЛЮЧАЕТ СТРЕЛКИ”.

Владимир
Гость
Владимир

У троллейбуса один двигатель мощностью 115-120 квт (156-163 лс.)