Где и когда время стали делить на «нашу эру» и «до нашей эры»?

Где и когда время стали делить на «нашу эру» и «до нашей эры»? Интересно

На вопрос: «какая сейчас эра?», любой человек, не задумываясь, ответит – «наша». А ведь на протяжении всего существования цивилизации люди как только не пытались вести счет дней, месяцев и годов. Так кто же придумал метод летоисчисления, которым мы пользуемся до сих пор?

Как считали дни до нашей эры?

Во времена Римской империи летоисчисление велось по разным системам. Каждая часть государства могла отсчитывать года, опираясь на привычные для нее традиции. Как правило, в качестве точки отсчета брали день, связанный с каким-то важным событием, или приходом к власти определенного правителя и т.д.

Например, распространенными вариантами были отсчеты от основания Рима или разрушения Иерусалима. В восточной части империи были свои эры: после Александра Македонского, от сотворения мира и др. Одной из часто используемых считалась эра, которая начиналась со дня прихода к власти Диоклетиана.

Римский император Диоклетиан
Римский император Диоклетиан

Это был римский император с 284 по 305 год. С ним связано начало нового периода в государстве – домината. Именно Диоклетиан сделал власть императора неограниченной и неоспоримой. Также он известен тем, что начал гонения на христиан в 303 году, а продолжались они вплоть до 313.

Летоисчисление велось от 29 августа 284 года даже после того, как Диоклетиан оставил престол. Этим методом пользовались как астрологи, так и епископы из Александрии. В частности на основе этих подсчетов они определяли дни празднования Пасхи.

Интересно:  Почему обычные ванны короче человеческого роста?

Когда и почему ввели новую систему летоисчисления?

Система отсчета лет, которая сейчас состоит из периода до нашей эры и нашей эры, имеет религиозные корни и связана непосредственно с Иисусом Христом. Во времена первых христиан праздник Рождества стоял далеко не на первом месте, поэтому точная дата рождения Христа была никому достоверно неизвестна.

Лента времени
Лента времени

В 323-337 годах нашей эры императором Римской империи был Константин I. Именно при нем христианство стало официальной религией государства. Так как на тот момент существовало немало ответвлений данной религии, возникало много спорных моментов.

Появилась необходимость прийти к общему мнению в плане того, когда отмечать важнейшие христианские праздники, как проводить те или иные обряды и т.п. На первом месте оказался день празднования Пасхи.

В 325 году состоялся первый всехристианский церковный съезд в г. Никея (современная Турция). Во главе собора стоял сам император. Основная цель съезда заключалась как раз в решении всех споров. Присутствующие утвердили основные догматы христианской веры, в частности – празднование Пасхи ежегодно в 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и последующего за ним первого полнолуния.

Вместе с этим составили и Пасхалии – рассчитали, на какие дни будет припадать Пасха в последующие года. Все это непосредственно связано с темой изменения летоисчисления. В дальнейшем к теме Пасхалий возвращались неоднократно, чтобы откорректировать или дополнить таблицы.

Фреска "Первый Вселенский (Никейский) собор"
Фреска “Первый Вселенский (Никейский) собор”

Спустя 200 лет после Никейского съезда, в 525-м году, папа римский Иоанн I решил в очередной раз заняться этим вопросом. Он поручил римскому аббату Дионисию Малому, у которого уже был подобный опыт, работу над Пасхалиями.

Интересно:  Если римляне говорили на латыни, то откуда итальянский?

Дионисий с заданием справился, однако обнаружил, что в писаниях все еще используется эра Диоклетиана. Продолжать летоисчисление по данной системе, с учетом антихристианских настроев императора, сторонника язычества, было бы неразумно.

Интересный факт: в России переход на новое летоисчисление произошел благодаря указу Петра I (1699 г.н.э.). С момента его издания новый год начинался 1 января 1700 вместо 1 марта 7208.

Другие методы также оказались неподходящими, поскольку требовалась исключительно христианская система. Поэтому Дионисий Малый предложил вести счет лет совершенно иначе – от даты рождения Иисуса Христа. Проблема была только в том, что ее никто не знал.

Аббат решил вычислить эту дату самостоятельно. Как именно он это сделал, неизвестно. В распоряжении Дионисия было лишь множество евангельских писаний, где, тем не менее, точных сведений тоже никто не называл. Единственная конкретная информация – воскрешение 25 марта в праздник Пасхи, воскресенье.

На основании этого Дионисий рассчитал, что Христос родился примерно в 284 году по меркам эры Диоклетиана. Именно этот год монах принял в качестве первого года жизни Христа и, соответственно, первым годом новой эры. А все, что было ранее, теперь относится к периоду до нашей эры.

Восточное полушарие в 1-й год нашей эры
Восточное полушарие в 1-й год нашей эры

Так появился новый метод летоисчисления, хотя сам Дионисий проводил расчеты только для Пасхалий. В то же время, вся Римская империя продолжала жить в своей традиционной эре. Впервые наработки монаха для нового отсчета лет были использованы в начале 8 века.

Англосаксонский богослов Беда Достопочтенный датировал различные события в своих трудах, ссылаясь именно на отсчет от Рождества Христова. В официальных документах этим летоисчислением начали пользоваться в 742 году. А уже в 9 веке оно окончательно утвердилось в документах политического и юридического типа на территории Европы.

Интересно:  Когда появился ценник?

Официальное распространение метода деления времени на нашу эру и до нашей эры произошло в 8 веке. Использовать его в своих трудах начал богослов Беда Достопочтенный, хотя изобрел счет лет от Рождества Христова монах Дионисий Малый еще в 6 веке. Он же и определил самостоятельно дату рождения Христа. В России на новое летоисчисление перешли в 1699 году после указа Петра I.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями

Эксперт и постоянный автор научно-популярного журнала: «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 76533. Издание «Как и Почему» kipmu.ru входит в список социально значимых ресурсов РФ (определяет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Оцените автора
( 24 оценки, среднее 4.58 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
Подписаться
Уведомление о
guest

2 Комментарии
Встроенная обратна связь
Просмотр всех комментариев

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: