Подниматься по лестнице на верхние этажи – та еще задача. Сложно представить современную жизнь в большом городе без лифтов. Некоторые люди испытывают дискомфорт, когда пользуются ими, так как опасаются форс-мажорных ситуаций. Но для переживаний нет причин, поскольку в лифтах предусмотрены ограничители скорости.
Как устроен лифт?
Кабину пассажирского лифта удерживают специальные стальные тросы. Они, в свою очередь, перекидываются через шкив, который приводит все в движение. Эти элементы располагаются в верхней части лифтовой шахты, в машинном отделении. Именно сюда идет сигнал с платформы лифта (кнопочной панели) по электрокабелю, который располагается в шахте.
Груз на конце троса называется противовесом и его задача – уравнивание кабины. При подаче соответствующего сигнала запускаются электродвигатели. Они поднимают кабину вверх кабину и опускают груз. Такой же принцип действует и в обратном направлении. Лифт может иметь гидравлический или пневматический привод – во втором случае противовесов нет.
Лифт состоит из нескольких частей. Кабины бывают панорамными, каркасными, самонесущими. Наверху располагаются специальные ловушки, которые обеспечивают плавную остановку лифта, механизм, отвечающий за открытие дверей, и подвеска платформы.
Классический лифт и противовес движутся за счет лебедки, расположенной в машинном отсеке. Есть в лифте и так называемый «ловитель», который механическим путем обеспечивает остановку и последующее удержание кабины во время аварии (чаще всего – это отказ ограничителя скорости или обрыв троса).
Противовес состоит из рамы и грузов. Свое перемещение он осуществляет по специальным направляющим. Предназначение противовеса – обеспечение балансировки лифтовой кабины в шахте во время передвижения. В устройстве лифта также предусмотрены буфера, которые отвечают за остановку, амортизацию противовеса и кабины.
Направляющие противовеса и платформы выполнены в виде рельс. Они нужны для ровного перемещения этих элементов и предотвращают свободное движение в шахте. Также на направляющих находятся датчики, которые определяют местоположение платформы. «Мозгом» является станция управления. Она отвечает за безопасность, руководит всеми механизмами и работой лифта.
Зачем нужен и как работает ограничитель скорости лифта?
Главным устройством, обеспечивающим безопасность кабины лифта, является ограничитель скорости. Когда скорость превышает допустимую, отправляется сигнал в блок управления и платформа делает остановку. При отсутствии сигнала активируются «ловители».
Как говорилось ранее, канаты протягиваются через шкив. Один конец крепится к ограничителю, другой – к кабине лифта. Также здесь располагается и третий канат, соединенный с ловителями. Лифтовая кабина будет заторможен в том случае, если ее скорость достигает определенных пределов. Специальное натяжное устройство, расположенное возле шахтного ствола, натягивает канат и не дает спутаться с другими.
Абсолютно во всех кабинах должно быть установлено устройство ограничения скорости. Оно срабатывает автоматически в том случае, если:
- скорость падения лифта составляет 1,4 м/с – ограничение на 15%;
- до 4 м/с – на 33%;
- более 4-х м/с – на 40%.
Центробежная сила вращающихся грузов – основа работы ограничителя скорости. Они вращаются за счет того, что устройство связано с кабиной лифта и с противовесом. Поэтому даже в случае непредвиденных ситуаций, таких как обрыв троса лебедки, или неполадок с электричеством, лифт замедляется. Ограничитель скорости может быть установлен на крыше кабины, но чаще – в машинном отделении.