Мозговой штурм – один из методов поиска и принятия решений, основанный на групповой работе. Опирается на разделение этапов генерации идей и их критики. Два процесса разделены во времени: сначала идет формулирование списка идей, затем – их оценка.
Как появился
Впервые данную методику предложил Алекс Осборн, который, проводя эксперименты, увидел, что в процессе выработки решений используются две формы мышления:
- генераторное – порождающее идеи;
- критическое – оценивающее их.
В обычных обстоятельствах критическая форма блокирует генераторные функции. В результате этих экспериментов и возникла идея разделить процессы выработки решения на две составляющие.
Мозговой штурм – это метод решения узких задач, который не предполагает размытых формулировок: задача должна быть сформулирована максимально конкретно.
Требования к организации:
- Мозговой штурм проводят в группе от 4 до 16 человек.
- В группу включаются как мужчины, так и женщины с разными взглядами на задачу, которую необходимо решить. Должны быть люди, которые решали подобные задачи ранее, и участники без опыта (для формирования иного подхода к решению или учета дополнительных факторов).
- В группе должны присутствовать люди, способные генерировать и критиковать, слушать и предлагать иной подход.
- Помещение выбирают комфортное, все участники группы должны видеть друг друга.
- Ведущий определяет правила проведения мозгового штурма.
- Секретарь оперативно записывает все идеи.
- При подготовке обеспечивают достаточное количество поверхностей, где можно записывать идеи.
- Обычного флипчарта или доски будет недостаточно.
Первый этап – генерация идей
- Ведущий формулирует основную задачу. Записывает ее на доске. Уточняет, всем ли понятна формулировка проблемы.
- Далее стартует этап предложения идей, при этом принимаются абсолютно все варианты. Запрещена любая, даже скрытая, критика. Приветствуется развитие уже высказанных идей, но не допускаются оценочные суждения.
- Участники говорят по очереди, не перебивая друг друга, чтобы каждый мог спокойно высказаться.
- Все идеи фиксируются на поверхностях так, чтобы их видели все участники.
По мнению автора методики, средняя группа в течение 60–90 минут может сформулировать до 150 решений. Стоит помнить, что группа средней подготовленности не может генерировать идеи эффективно более часа.
После первого этапа стоит сделать перерыв. Он может длиться 20–30 минут.
Второй этап – критика
Если идей было предложено много, стоит провести их кластеризацию по блокам. В таком случае можно будет критиковать не отдельные решения, а целиком подход в рамках отдельных блоков.
При этом на первом месте стоит задача найти полезные идеи в рамках предложенных решений, а не просто раскритиковать предложение.
Продолжительность второго этапа – 60–90 минут.
Проблемы при реализации мозгового штурма
- Постановка проблемы. Тяжело сформулировать задачу узко, чтобы группа не выходила за пределы решаемой задачи.
- В группах часто собирают руководителей и подчиненных, что не позволяет эффективно работать. Подчиненные часто высказывают идеи с оглядкой на руководителя.
- Высокие требования к человеку, проводящему мозговой штурм: способность оценить точность формулировки проблематики, умение объединять разных по положению людей в эффективный коллектив для решения задач, способность вовлекать в обсуждение всех.
- Соблюдение всех правил не дает 100%-й уверенности в отсутствии эффекта Рингельмана.
- Согласно исследованиям психолога, было обнаружено, что увеличение численности группы снижает ее эффективность. Явление охарактеризовали как социальную лень.
- Часто люди пытаются увеличить ценность своих идей и обесценить идеи других, предполагая, что они обладают большей экспертностью, чем другие сотрудники.
В своей книге Д. Айв говорит о том, что он не всегда высказывал идеи, боясь быть непонятым. А идеи, пока они не проработаны, очень уязвимы. Для преодоления сложностей проведения мозгового штурма предложены его модификации:
- Корабельный совет – при таком формате каждый получает возможность высказаться, каждое мнение учитывается.
- Синектика – более точный подбор команды на основе экспертности в затрагиваемых областях. Проблема обсуждается сначала отстраненно, далее подключаются аналогии.
- Процедура Шаретт (техника группового пазла) – участников делят на маленькие группы, затем все идеи объединяют.
- При наличии высокой конфликтности или лишней солидарности участников проводят изолированный мозговой штурм посредством почтовых рассылок.