В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с такими понятиями, как “цена” и “стоимость”. При этом многие считают, что эти слова синонимичны и ошибочно используют их в речи. Что же такое цена и стоимость и в чем их принципиальные отличия?
Что такое цена? Определение и виды
Цена — сумма денег, которую хочет получить продавец в обмен на определенную вещь. Её величина формируется с учетом затраченного рабочего времени и использованного материала на производство товара (услуги), а также прибыли, которую планируется получить после его реализации.
Ценообразование формируется как совокупность нескольких факторов:
- издержки производства и реализации продукции или услуги;
- ценность товара или услуги, которая зависит от спроса (потребности в нем) и предложения (доступности на рынке);
- эластичность спроса, показывающая динамику продаж при колебании цены;
- конкуренция, наличие которой приводит к появлению со стороны производителей более выгодных предложений;
- вмешательство государства, например, с целью сдерживания или повышения цен.
В зависимости от классификационных признаков цена бывает нескольких видов: розничная и оптовая (по характеру оборота), свободная и регулируемая (относительно участия государства, сезонная и ступенчатая (по времени) и т.д.
Цена — важный экономический показатель. С её помощью можно регулировать реализацию товара, исходя из его производства, достигнув таким образом баланса спроса и предложения.
Если спрос выше предложения, производителю следует поднять цену, чтобы избежать дефицита товара на рынке; это также возможность для него получить дополнительную прибыль. Если предложение выше спроса, нужно снижать цену или уменьшать количество выпускаемой продукции, иначе это приведёт к профициту товара на рынке и дополнительным издержкам.
Что такое стоимость?
Стоимость — это величина затрат на покупку или изготовление товара, а также сопутствующих расходов без учета выручки, полученной от его продажи. При этом чем больше посредников между производителем и конечным продавцом, тем она выше. Это обусловлено тем, что на каждом этапе в стоимость для последующей продажи закладываются расходы, связанные с транспортировкой, хранением, сбытом и другими издержками.
Стоимость — в долгосрочной перспективе величина непостоянная, к её изменению приводит повышение тарифов на коммунальные услуги, подорожание аренды помещения, увеличение зарплаты персонала, инфляция и т. д.
Чем отличается цена от стоимости?
Подытожив вышеизложенное, можно отметить, что цена — это суммарная величина стоимости и прибыли в денежном выражении. Стоимость же представляет собой сумму всех издержек, понесенных во время производства и реализации товара. По сути, она равна себестоимости и по определению не может быть выше цены. Стоимость бывает выражена не только в денежных, но и в физических единицах.
К примеру, Юра купил 1 кг груш. Их цена, которую установил продавец, составила 80 руб. Однако, если рассчитать стоимость, то получится совсем другая величина. Она будет складываться с учётом всех затрат (на выращивание, обработку, хранение, транспортировку и т. д.) и составит 50 руб. Исходя из этого можно сделать вывод, что наценка на товар составила 30 руб.